Русская верcия

6+

˄
˅

И

Игумнова Екатерина Александровна -


и

 профессор кафедры педагогики, руководитель научно-исследовательской лаборатории экологического образования, доктор педагогических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Преподаваемые дисциплины: бакалавриат: «Педагогика», «История педагогики и образования», магистратура – «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в социально-педагогической работе в образовательных организациях», «Педагогическая антропология», «Социальная работа в системе научного познания», «Социальная работа в системе дополнительного образования», «Социально-педагогическая работа с группой»;  аспирантура: «Педагогика высшей школы», «Методология и методы педагогического исследования», «Педагогическая антропология».

Наименование направления подготовки и специальности: педагогическое направление, учитель биологии-химии. 1985 г. – окончила с отличием Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского: естественно-географический факультет; квалификация: учитель биологии-химии.

Учёная степень: доктор педагогических наук, 2013 г. – защищена диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук по теме: «Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область)» в диссертационном совете Д 212.154.05 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Учёное звание: доцент.

Руководство магистерской программой «Социально-педагогическая работа в образовательных организациях».

Сфера научных интересов: подготовка будущего учителя как активного субъекта в сфере воспитания школьников в региональном образовательном пространстве, проблемы воспитания и социализации в условиях современных социокультурных вызовов, экологическая культура и созидательная активность личности, современные образовательные технологии  (технология учебных вопросов, технология социально ориентированных проектов, технология научного шоу, технология образовательных интегрированных событий, квест-технология и др.), фонопедагогика.

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке (2018-2022 гг.):

  • 2020 г – Дополнительная профессиональная программа «Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование» (Удостоверение о повышении квалификации № 750000003344, 2020 г., ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

  • 2021 г. – Дополнительная профессиональная программа «Педагогика и психология современной высшей школы в эпоху цифровой трансформации» (Удостоверение о повышении квалификации № 772 414 025 088, 2021 г., ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»);

  • 2022 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда организации» (2022, г. Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», удостоверение о повышении квалификации № 750000004491 от 10.03.2022, 24 час);

  • 2022 г. – Дополнительная профессиональная программа «Инклюзивное образование в учебном заведении» (2022, г. Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», удостоверение о повышении квалификации № 750000004899 от 03.06.2022, 72 час).

Научные проекты и гранты (2018-2022 гг.):

  • 2017-2022 гг. – тема НИР «Проектирование регионального образовательного пространства созидательной деятельности детей и молодёжи в контексте устойчивого развития» (регистрационный номер НИОКТР: АААА-А17-117061360111-2, руководитель);

  • 2019 г. – тема НИР «Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста субъектов образования» (Грант  270-Гр ЗабГУ, исполнитель);

  • 2022 г. – тема НИР Подготовка будущих педагогов к проектированию воспитательной деятельности в условиях современных социокультурных вызовов (Грант № 356-Гр ЗабГУ, исполнитель).

Участие в редколлегии научных журналов:

  • «Биология в школе» (журнал из списка ВАК РФ);

  • «Учёные записки Забайкальского государственного университета» (журнал из списка ВАК РФ). 

Членство в организациях:

  • Байкальское отделение Научного Совета по проблемам экологического образования при президиуме РАО;

  • Краевой научно-методический совет (Министерство образования и науки Забайкальского края);

  • Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание»;

  • Региональная общественная организация «Забайкальское педагогическое общество»;

  • Оргкомитет по проведению в Забайкальском крае ежегодной региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину!» (при Правительстве Забайкальского края);

  • Общественная инициативная группы по созданию памятника природы в г. Чите «Красная горка».

Публикации: автор более 250 научных и учебно-методических работ, из них – 8  монографий, 20 учебных пособий, 43 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 3 статьи в журнале базы Scopus.

Анализ публикационной активности автора баз данных eLIBRARY.RU и РИНЦ 

Монографии:

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С., Филиппова Т. Г. Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста педагогов. Чита: ЗабГУ, 2020. 294 с.

  • Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции / Эрдынеева К. Г., Рогова А. В., Улзытуева А. И., Игумнова Е. А. и др. Чита: ЗабГУ, 2016 г.

  • Бордонская Л. А., Голобокова Г. И., Игумнова Е. А., Лучкина Т. В., Старостина С. Е. Современная работа студентов в современном вузе / Под редакцией Л. А. Бордонской. Забайкал. гос. ун-т, Чита, 2015. 235 с.

  • Игумнова Е. А. Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве: теория и практика: монография. Новосибирск: Наука, 2013. 192 с.

  • Игумнова Е. А. Глава 6. Экологическое образование как фактор обеспечения экологической безопасности. Современные проблемы экологической безопасности трансграничных регионов. (Монография). / А. В. Афонин, С. В. Гагаркина, И. П. Глазырина и др. Новосибирск: Наука, 2013. С. 260-287.

  • Игумнова Е. А. Экологическое образование в региональном образовательном пространстве: теоретический аспект: монография / Е. А. Игумнова. - Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2012. - 216 с.

  • Игумнова, Е. А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры: монография / Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв, О. В. Корсун и др.; отв. ред. В. П. Соломин. Новосибирск: Наука, 2008. 284 с.

  • Игумнова Е. А. Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография / Л. А. Бордонская, М. И. Гомбоева, Л. В. Черепанова, Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв и др. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. 313 с. 

Статьи в журналах базы Scopus: 

  • Bordonskaya L.A., Igumnova E.A., Erdyneeva K.G., Serebryakova S.S., Sleptsova G.N. The study of the integration state in the education system in the conditions of open educational space //Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 131. С. 871-882.

  • Erdyneyeva K.G., Shvetsov M.Y., Igumnova E.A., Gorlachev V.P., Pavlov I.V., Kozachkova, O.V., Schepkina N.K., Makarova E.V. The structure and content of senior pupils research position formation: case of analytical chemistry  // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2016. Т. 11. № 1. С. 1-9.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (2018-2022 гг.):

  • Бордонская, Л. А. Диверсификация форм обучения и воспитания: проектирование будущими педагогами образовательных интегрированных офлайни онлайн-событий / Л. А. Бордонская, Е. А. Игумнова, С. С. Серебрякова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 6(169). – С. 4-12. – EDN JKMSSK.

  • Сравнительно-сопоставительный анализ исследования отношения бакалавров образования к организации процесса воспитания экологической культуры в школе / Е А. Игумнова, Н. Н. Попова, Ю. Ю. Левданская, Г. В. Жеребятникова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 17. – № 1. – С. 48-63. – DOI 10.21209/2658-7114-2021-17-1-48-63. – EDN MCZYLB.

  • Бордонская, Л. А. Образовательное событие "Наука, культура, искусство: Решаем задачи" / Л. А. Бордонская, Е. А. Игумнова, С. С. Серебрякова // Физика в школе. – 2021. – № 3. – С. 10-19. – DOI 10.47639/0130-5522_2021_3_10.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. Ценности и воспитательный потенциал содержания естественно-научного образования // Философия образования. 2021. Т. 21. № 2. С. 5-26.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. 25-летний юбилей научно-исследовательской лаборатории по проблемам высшей школы Забайкальского государственного университета//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 161-174.

  • Игумнова Е. А., Вейнер А. В., Макарова Е. С., Решетникова Е. С. Региональный онлайн экостартап «#МУСОР.НЭТ. #ЭКОЛОГИЯ.ДА» как средство формирования культуры устойчивого развития у подростков//Биология в школе. 2021. № 8. С. 34-41.     

  • Игумнова Е. А., Сорока И. Ю. Опыт применения квест-технологии в дополнительном образовании по краеведению // Преподавание истории в школе. 2021. № 10. С. 48-54.

  • Сараева Н. М., Игумнова Е. А., Махнач А. В., Микляева А. В., Горьковая И. А., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В., Суханов А. А. Гражданская наука и международная коллаборация в социально-психологическом исследовании/Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 4(24). С. 6-33.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Корсун О. В. Научное шоу как вариант современной формы обучения во внеурочной деятельности//Биология в школе. 2020. № 5. С. 55-6.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. Организационно-содержательные аспекты научного шоу «Мир цвета и цвет в мире»//Школа будущего. 2019. № 5. С. 8-15.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А. Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста будущих педагогов XXI века//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5. С. 48-56.

  • Эрдынеева К. Г., Клименко Т. К., Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Левданская Ю. Ю. Университет как субъект региона в развитии: методологические подходы, принципы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 1. С. 6-16.

  • Сараева Н. М., Игумнова Е. А., Суханов А. А. Исследовательская деятельность по изучении экологического состояния атмосферы в городе Чите (в рамках реализации образовательной части проекта по анализу жизнеспособности школьников и студентов Забайкальского края) //Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5. С. 147 – 152.

  • Игумнова Е. А., Воронова В. В.  Реализация педагогических идей И. Н. Жукова в современном детском и молодежном общественном движении // Ученые записки ЗабГУ. Серия Педагогические науки. 2018. Том 13, № 5. С. 42 – 52.

  • Игумнова Е., Радецкая И., Локтева А. Уроки литературы. Квест-технология на уроках литературы как средство, содействующее достижению у обучающихся метапредметных результатов (на примере квеста «Гоголь путешествует во времени») // Русская словесность. 2018. № 6. С. 87 – 95.

Учебные пособия (за 2018-2022 гг.):

  • Игумнова Е. А., Анудариева Д. Ц., Пушкарёва М. С., Сычёва О. А. Учебно-исследовательская деятельность в естественно-научном образовании; под редакцией Е. А. Игумновой; Забайкальский государственный университет. Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. 175 с.

  • Корсун О. В., Игумнова Е. А. Забайкаловедение. Устойчивое развитие региона: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных организаций. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. 72 с.

  • Радецкая И. В., Игумнова Е. А. Квест-технология в деятельности детских общественных организаций и объединений: учебное пособие. Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2019. 145 с.

  • Эрдынеева К. Г., Игумнова Е. А., Левданская Ю. Ю., Попова Н. Н. и др. Учебное пособие «Актуальные проблемы науки и образования. Инновации в образовании: / [Т. К. Клименко и др.]. Чита: ЗабГУ, 2018. 336 с.

Награды: Почётная грамота Министерства образования РСФСР (1990 г.); знак Почёта ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского за заслуги в области высшего педагогического образования (2012 г.); Почётное звание «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» (2014 г.); Благодарственные письма и  Почётные грамоты Министерства образования и науки Забайкальского края,  Министерства природных ресурсов Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»  и других организаций; Общественная награда «Гордость Забайкальского края» (2018 г.), Знак отличия Законодательного Собрания Забайкальского края «За вклад в развитие Забайкальского края» (2020 г.).

Общий стаж работы: 37 лет.

Стаж работы по специальности: 37 лет.

Контактная информация:

e-mail: igumnova1@mail.ru

 

Дата обновления информации: 10.10.2022