Русская верcия

6+

˄
˅

З

Заборина Лариса Геннадьевна -

 

1доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.

Ученая степень: кандидат психологических наук.

Ученое звание: доцент

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Окончила в 1997 году с отличием Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «Психология и биология».

Л.Г. Заборина является руководителем Некоммерческого фонда содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Психолог", на базе которого созданы Психологический и культурно-досуговый центры "Девять сил", на базе которых студенты психолого-педагогического факультета имеют возможность проходить учебную и производственную практику, писать курсовые и выпускные квалификационные работы. Так же на базе фонда проходят учебные (лабораторные и практические занятия).

 

Преподаваемые дисциплины:

 

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»: «Профессионально-педагогическая коммуникация в специальном образовании, Классические дефектологические подходы к психолого-педагогической диагностике и коррекции нарушенного развития, Психолого-педагогическая коррекция нарушенного развития, Психолого-педагогические технологии  сопровождения обучающихся с сенсорными нарушениями, Психолого-педагогические технологии сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Психолого-педагогические технологии сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, Психолого-педагогические технологии сопровождения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

 

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»: Психолингвистика, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями аутистического спектра, Изучение, образование и реабилитация лиц с комплексными нарушениями в развитии, Учебная практика (технологическая), Производственная практика (проектно-технологическая), Психолого-педагогические технологии коррекционной работы, Психологическое консультирование лиц с нарушениями в развитии и их семей, Производственная практика (проектно-технологическая), Практикум по решению профессиональных задач в области коррекционно-педагогической деятельности, Современные подходы и психологические технологии в работе с детьми с нарушениями в развитии, Правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья 

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»: Специальная психология, Психолингвистика, Онтогенез речевой деятельности, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями аутистического спектра, Изучение, образование и реабилитация лиц с комплексными нарушениями в развитии, Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, Отклоняющееся поведение: профилактика, диагностика, коррекция 

 

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

- Диплом о профессиональной переподготовке в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете на ведение профессиональной деятельности в сфере дефектологии: «Учитель-олигофренопедагог, практический психолог специальных учреждений»;

- Диплом о профессиональной переподготовке 750000000824 на ведение профессиональной деятельности «Педагог образовательной организации» (ЗабГУ, г.Чита, 2018)

 

Программы повышения квалификации:

- «Инновационные процессы и проблемы модернизации образования» (ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, 2012 г.);

-  «Вопросы поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организации» (ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, 2012) ;

- «Работа психолога кризисного центра» («НОУ ДПО «Иматон», г. Санкт-Петербург, 2013);

- «Программа повышения эффективности управления для руководителей детских центров» («НОУ ДПО «Иматон», г. Санкт-Петербург, 2015 г.);

- ДПП «Психологическое консультирование» (г. Чита, ЗабГУ, 2015 г.);

- Свидетельство «Психологическое консультирование с использованием метафорических ассоциативных карт» (Чита, 2016);

- Сертификат программы Tomatis специалиста практика первого уровня (Москва, 2017 г.);

- Удостоверение №137/05/2017 программа повышения квалификации «Практика психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья» (Иматон, Санкт-Петербург, 2017);

- Удостоверение о повышении квалификации 750000001108 по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда организации» (ЗабГУ, Чита, 2018 г.);

- «Современные технологии социального проектирования», Университет Общественной Палаты РФ (Новосибирск, 2019);

- Удостоверение №859/03/2019 программа повышения квалификации «Системные расстановки в индивидуальном консультировании» (Иматон, Санкт-Петербург, 2019);

- Удостоверение 750000003342 дополнительная профессиональная программа «Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование» (ЗабГУ, Чита, 2020);

- Удостоверение о повышении квалификации в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» (Новосибирск, 2021 г.);

- Удостоверение о повышении квалификации 750000004897 дополнительная профессиональная программа «Инклюзивное образование в учебном заведении» (ЗабГУ, Чита, 2022);

- Удостоверение 14665/39178/2022 по программе «Психосоматические расстройства у детей и взрослых: авторская методика арт-терапевтической работы ( Санкт-Петербург, 2022);

- Удостоверение о повышении квалификации 750000005037 от 28.10.2022, 24 часа, «Электронная информационно-образовательная среда организации», (2022, Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»); 

- Удостоверение о повышении квалификации 750000005242 от 03.12.2022, 72 часа, «Организация и содержание экстренной психологической помощи», (2022, Чита, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»);

- Удостоверение 14761/39178/2023 от 20.01.2023 г, 16 часов, «Поиск точек опоры в кризисных и экстремальных ситуациях: экспресс-методы психологической коррекции стрессовых состояний», (2023, Санкт-Петербург, Институт практической психологии "ИМАТОН").

 

Основные научные публикации и исследования: около 30 публикаций, среди которых монографии, учебные пособия, статьи в  российских, региональных сборниках научных трудов:

 

- Заборина Л.Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Л.Г. Заборина; Забайкал.гос.ун-т. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. - 180 с.

- Заборина Л.Г. Психолого-педагогические технологии сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Организационно-правовые и психолого-педагогические основы инклюзивного образования: учебное пособие / Е.В. Зволейко, В.А. Полухина [и др.] / общ.ред. С.А. Калашниковой; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2015. - 211 с.

- Заборина Л.Г. Психологическая помощь матерям при рождении ребёнка с нарушениями в развитии; учеб.-метод. пособие/ Л.Г. Заборина, Е.А. Лушина; Забайкал.гос.ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2017. - 124 с.

Специальная психология: диагностический аспект: учеб-метод.пособие /Ю.В.Глазкова, Л.Г.Заборина; Забайкал.гос.ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2019. – 155 с.

Классические и современные методы коррекционной работы в психолого-педагогической практике: учебное пособие/ Ю.В.Глазкова, Л.Г.Заборина; Забайкальский государственный университет. – Чита: ЗабГУ,2020. – 135 с.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения: общие вопросы теории и практики Часть 1.: учебно-методическое пособие/ Ю.В.Глазкова, Л.Г.Заборина; под общей редакцией Ю.В.Глазковой, Забайкальский государственный университет. – Чита: ЗабГУ, 2021. – 148 с.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения: общие вопросы теории и практики Часть 2.: учебно-методическое пособие/ Ю.В.Глазкова, Л.Г.Заборина; под общей редакцией Ю.В.Глазковой, Забайкальский государственный университет. – Чита: ЗабГУ, 2022. – 148 с.

 

- Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записки,  Серия Педагогика и Психология 2016/52 (Том 11). С. 135-143                      

- Калашникова С. А., Заборина Л. Г. Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем, № 6 (26), 2013 / http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201349;

- Л.Г. Заборина Исследование личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки, 2012, № 6, Серия Педагогика и психология, 2012/5(46) С.298-306;

- Заборина Л. Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. - № 26. - 2007. С.136-141;

- Заборина Л. Г. Особенности смысловой структуры мировоззрения родителей детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Вестник Бурятского университета. Сер.10: Психология. Вып.3: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. - 328 с. - С.250-256.

- Заборина Л.Г. Помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья / Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Психолог»: Обзор социальных практик работы некоммерческих организаций Сибири. - Кемерово, 2013 год, С.75-76.

- Заборина Л.Г., Дятлова А.А. К вопросу о развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Чита, 18–19 апреля 2013 г.). М.: УРСС, 2013. – 549 с.  С. 213 – 218.

- Заборина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья студентами-волонтерами (выступление на пленарном заседании) III Всероссийский симпозиум с международным участием «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья», Чита, 2013 г.;

- Заборина Л. Г. Некоторые особенности ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей детей-инвалидов // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: Материалы Всероссийской научной конференции (19-20 апреля 2007 г.) / Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. - Чита, 2007. - 224 с. - С.124-128;

- Заборина Л. Г. Изучение динамической смысловой структуры родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе: материалы межрегиональной научно-практической конференции (14-15 ноября 2006 г.): в 2 ч. / Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. - Чита, 2006. - Ч. I. -175 с. - С.62-68;

- Заборина Л. Г. Применение методов математической статистики в психологических исследованиях (на примере базисных убеждений личности) / Математика и ее приложения в экономике, технике и образовании: Материалы межвузовской научно-практической конференцию - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.- 140 с. С.36-40;

- Заборина Л. Г. Особенности базисных убеждений личности родителей детей-инвалидов / Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.2. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - 508 с. С.174-178;

- Заборина Л. Г. Теория психологических систем как методологическая основа научного исследования (на примере изучения личности родителей детей-инвалидов) // Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27-28 апреля 2006 года). г. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. - Ч.I. - С.42-47;

- Заборина Л. Г. Изучение базисных убеждений личности родителей детей-инвалидов / Специальная педагогика и психология на этапе модернизации системы специального образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - 372 с. - С.166-169;

- Заборина Л. Г. Изучение личности родителей, воспитывающих детей-инвалидов методом семантического дифференциала // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник. - Заб. гос. гум. - пед. ун-т. - Чита, 2006. - Ч.2. - 197 с. - С.139-144;

- Заборина Л. Г. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи / Традиции и инновации: проблемы качества образования: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 ноября) - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. - Ч.I. С.36-38.

 

Работа по грантам:

 

  • 2012-2013 г. Государственное задание Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011 «Развитие психологических ресурсов лиц с ОВЗ». Исполнитель.

 

Награды:

  • Почетные грамоты и Благодарственные письма руководства ЗабГГПУ, ЗабГУ
  • Почетные грамоты и Благодарственные письма Министерства образования и науки Забайкальского края
  • Почетные грамоты Губернатора Забайкальского края, городской Думы городского округа «город Чита»
  • Почетная грамота полпреда СФО (2014)
  • Почетная грамота Законодательного Собрания Забайкальского края (2017)
  • Почетный знак «На благо Забайкальского края» (2021)

 

 

Дата изменения информации: 25.09.2023