Русская верcия

6+

˄
˅

30
ДЕК

2015

Преподаватели ЗабГУ на съезде Всероссийского педагогического собрания в Москве



15-16 декабря в Москве состоялся IX съезд Всероссийского педагогического собрания «Российская история, отечественные ценности и традиции – модели воспитания гражданина, патриота». Мероприятие было организовано под эгидой Всероссийского педагогического собрания совместно с Национальным союзом патриотического воспитания.

В работе съезда приняли участие более 1273 делегата из 73 регионов РФ. Делегатами от Сибирского федерального округа стали представители ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»: Михаил Швецов – докт. пед. наук, профессор, директор Института социальных наук, психологии и педагогики; Клавдия Эрдынеева – докт. пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики; Юлия Сысоева – канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики; ученый и журналист из Республики Бурятия, ветеран педагогического труда, заслуженный работник культуры РБ и РФ, канд. пед. наук – Людмила Доржиева.

В первый день съезда на базе московской гимназии № 1572 работали четыре дискуссионные площадки:

  • Патриотизм в его реальном проявлении (современные вызовы российским ценностям и традициям);
  • Российское движение школьников и воспитание патриотов (общественные объединения в патриотическом воспитании молодежи);
  • Прикоснись к подвигу сердцем (истина и ложь в борьбе за сердца юных: необходимость новой парадигмы воспитания);
  • Казачество – пример служения России (духовные ценности казачества: служение родине, долг и присяга).

Участниками дискуссий обсуждались модели патриотического воспитания, направления деятельности, способствующие воспитанию патриота в контексте понятий «национальная идея» и «духовность». Также была рассмотрена эволюция содержательной направленности патриотического воспитания второй половины ХХ – начала ХХI вв. Особое внимание съезда было уделено российскому движению школьников и деятельности общественных объединений в рамках исполнения Указа Президента России по созданию «Российского движения школьников». Участники дискуссионных площадок определили основные направления совершенствования законодательства РФ в регулировании сферы деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, отметили необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, методического обеспечения деятельности общественных объединений патриотической направленности. Отдельная площадка была посвящена развитию казачества как примера истинного служения России, в рамках этой площадки был представлен опыт патриотического воспитания молодежи в казачьих объединениях России. В ходе работы дискуссионной площадки «Прикоснись к подвигу сердцем (истина и ложь в борьбе за сердца юных: необходимость новой парадигмы воспитания)» обсуждались вопросы преемственности содержания и организационных структур патриотического воспитания на разных ступенях российского образования, были представлены структурно-содержательные модели патриотического воспитания на Федеральном и региональном уровнях, опыт работы региональных координационных советов и центров патриотического воспитания с учётом специфики долгосрочных программ и национальных интересов России.

Во второй день в Колонном зале Дома Союзов состоялось пленарное заседание съезда, где были подведены итоги работы дискуссионных площадок.

В роли почетных ведущих пленарного заседания IX съезда педагогов России выступили Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Видеоприветствие собравшимся передали председатель Госдумы Сергей Нарышкин, вице-премьер Ольга Голодец и министр образования Дмитрий Ливанов. На прямую связь со Съездом выходили космонавты Международной космической станции.

Среди почетных гостей Съезда были полномочный представитель президента России в ЦФО Александр Беглов, заместитель председателя Государственной Думы Сергей Железняк, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Зырянова, Президент Национального союза патриотического воспитания Василий Собачкин, Олимпийская чемпионка Ирина Слуцкая, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, Народный артист России Дмитрий Маликов.

Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте по делам казачества Александр Беглов отметил, что сегодня как никогда обострена задача патриотического воспитания детей и молодёжи, поскольку в мире происходит много событий, которые всех нас проверяют на стойкость и с каждым днём из-за напряжённой международной обстановки эта задача становится всё более актуальной.

Председатель ВПС Валентина Иванова отметила, что общественность, педагоги и родители поддерживают решение Президента РФ Владимира Путина о создании в 2015 г. «Российского движения школьников». Кроме того, неизгладимое впечатление на школьников и студентов производит бескорыстное волонтёрство, работа в поисковых отрядах, общение с героями России и СССР. И очень жаль, что в стране не хватает площадок для обмена лучшим опытом. По ее мнению, необходимо совершенствовать действующее законодательство о введении ответственности за размещение в интернете, на детских и молодежных сайтах, недружественного по отношению к России контента.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин заострил внимание собравшихся на не менее важном моменте: «Наша история ничем не хуже, чем история другой страны. Мы не должны ни перед кем каяться и посыпать голову пеплом. Вклад России в мировую историю - это позитивный вклад. И в воспитании патриотизма нам надо делать ставку на героизм наших предков». По мнению парламентария, России нужны федеральные и региональные законы о патриотическом и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи.

Горячий отклик у делегатов получило предложение Марии Петровой, руководителя Центра патриотического воспитания г. Новосибирска, о развитии «Российского движения школьников» на базе образовательных организаций, в том числе дополнительного образования, о повышении статуса педагога-организатора, увеличении сети школьных музеев.

В конце заседания делегатами единодушно приняты новые модели патриотического воспитания детей и молодежи, а также итоговый документ съезда, резолюция, основными моментами которых являются:

-     продолжение реализации государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

-     проведение необходимых мероприятий по формированию «Российского движения школьников» как консолидирующего и развивающего объединения детей России;

-     проведение обсуждения «Национальной идеи», «Национальных ценностей»  на конференциях и семинарах в образовательных организациях;

-     поддержка семейных форм патриотического воспитания;

-     проведение работ по патриотическому воспитанию с учетом этнокультурного, национального состава жителей региона и т.д.

Самым волнующим событием стало награждение педагогов и образовательных организаций за вклад в патриотическом воспитании детей и молодежи, а также победителей Всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании». Во Всероссийском конкурсе приняли участие 162 педагога из 64 регионов, 17 из них вышли в финал и четверо победителей были приглашены делегатами на IX съезд Всероссийского педагогического собрания для вручения наград.

Людмила Доржиева,

Юлия Сысоева