Русская верcия

6+

˄
˅

9
ФЕВ

2022

В ЗабГУ обсудили правовые основы деятельности СМИ



В рамках празднования Дня российской науки на кафедре журналистики и связей с общественностью Забайкальского государственного университета прошёл семинар «Правовое регулирование деятельности массмедиа». В гости к студентам пришли опытные журналисты и специалисты по связям с общественностью.

На мероприятии руководители СМИ и представители органов власти региона поделились опытом и профессиональными советами с будущими журналистами и пиарщиками.

Главный редактор и исполнительный директор сетевого издания «ZabNews» Юлия Скорнякова рассказала о том, какие проблемы возможны при взаимодействии с органами власти, самая частая из них – долгие ответы на редакционные запросы.

«Прежде всего, журналистам нужно быть очень внимательными и правильно составлять запросы в органы власти. Нужно понимать: куда его отправлять, кому и как правильно задать вопрос», – сказала Юлия Скорнякова. От этого, как заметила редактор, в большей степени зависит будет ли получен ответ на редакционный запрос. Однако, по словам Юлии Скорняковой, в последние два года, получение ответов – большая проблема. Например, когда журналисты интересуются командировочными расходами членов администрации Забайкальского края, то чаще всего ответов не получают. И этот момент не получается разрешить пока даже с помощью краевой прокуратуры.

Помощник министра экономического развития края по взаимодействию со СМИ Дарья Юринская в своем выступлении отметила, что прежде, чем направлять ответы редакциям, она консультируется с юристами.

«Я прекрасно понимаю кто будет работать с этими ответами по ту сторону баррикады, – рассказала помощник министра. – И очень серьёзно подхожу к тому, чтобы всё было грамотно с моей стороны». Также она добавила, что у её ведомства не было проблемой ответить на запрос о командировочных расходах ведомства.

Старший помощник прокурора региона по взаимодействию со СМИ и общественностью Евгений Синельников прокомментировал ситуацию с нарушением прав СМИ на получение ответов на запросы и сказал, что в год прокуратурой рассматривается около 20 редакционных обращений. Представитель прокуратуры также рассказал о том, какие ошибки совершают редакции при составлении запросов. Например, неконкретные, неясные формулировки влекут, соответственно, и не точный ответ. И, конечно же, обращения с жалобами на отсутствие или на неполный ответ по таким запросам влечёт отказ в возбуждении дела.

Основными нарушениями при работе с редакционными запросами являются нарушение установленных сроков или отсутствие ответа. Так, в конце прошлого года к административной ответственности была привлечена пресс-служба губернатора Забайкальского края.

Также Евгений Синельников рассказал о редкой для всей страны в целом практике привлечения к уголовной ответственности по статье 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». В Борзе в прошлом году случился конфликт между редактором районной газеты и подрядчиком, строившим забор в городе. Редактор распространила в социальных сетях фото накренившегося нового ограждения и указала кто его строил. Подрядчик возмутился и пришёл в редакцию газеты, где стал угрожать журналисту. В результате эмоциональный гражданин был привлечён к уголовной ответственности по статье 144 УК РФ и получил два года условно. Также суд его обязал выплатить журналисту 30 тысяч рублей морального вреда.

В завершение встречи Екатерина Гудкова из Управления пресс-службы и информации губернатора Забайкальского края рассказала о новой схеме работы с населением на основании мониторинга социальных сетей – инцидент-менеджменте. Забайкальский край был одним из первых регионов, где внедрилась новая система по работе с жалобами граждан, программу которой создала компания «Медиалогия». Екатерина Гудкова стала первым модератором этой системы.

«Основная цель инцидент-менеджмента, – рассказала представитель пресс-службы губернатора, – это быстрое реагирование на темы, которые поднимают пользователи соцсетей. Система выявляет и собирает значимые сообщения от населения: негативные оценки, жалобы, вопросы, отзывы, благодарности на основании анализа пяти популярных в России площадок: «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook», «Twitter» и «Одноклассники». Ответ должен быть дан нами в течение одних суток».

Инцидент-менеджмент, как считает спикер, играет положительную роль. У людей появляется понимание, что их проблемы будут услышаны властью и они не брошены на произвол судьбы. Например, когда несколько лет назад возникла угроза подтопления и затопления некоторых населённых пунктов, то именно мониторинг социальных сетей помогал выявлять «болевые» точки. Так выяснилось, что жители одного села неоднократно обращались к главе района с тем, что зимняя переправа через речку, по которой дети добирались в школу, оказалась непроходимой. Однако, глава никак не реагировал, ссылался на отсутствие денег, бензина, техники, и люди поделились своей бедой в социальных сетях. Так проблема и была выявлена и донесена до губернатора, после чего глава в течение одних суток выполнил то, что не мог сделать продолжительное время.

Разговор участников семинара получился интересным и познавательным для всех сторон, и кафедра журналистики и связей с общественностью ЗабГУ готова и дальше его продолжать. Преподаватели кафедры приглашают к диалогу журналистов, специалистов по связям с общественностью всех форм организаций, представителей органов власти и законодательных органов, а также судебной системы, обсудить проблемы правового и этического регулирования в сфере масс-медиа.

Эльвира Паламова,
старший преподаватель
кафедры ЖиСО ИФФ ЗабГУ