˄
˅

Кафедра информатики, теории
и методики обучения информатики

Адрес: Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 129

Зав. кафедрой: Ладыгина Ирина Владимировна

Сотрудники кафедры:

В 2017 году кафедре информатики, теории и методики обучения информатике исполняется 29 лет. На кафедре в настоящее время работают десять кандидатов наук, что составляет 76% остепенённости профессорско-преподавательского состава кафедры. Кафедра оснащена современной вычислительной и проекционной техникой. В шести специализированных компьютерных классах насчитывается более 80 компьютеров, объединённых сетью доступа к электронным ресурсам университета и глобальной сети Интернет. В специализированных кабинетах «Информатики», лабораториях «Физической электроники» и «Теории и методики обучения информатике» обучение строится на основе научного внедрения инновационных учебно-методических комплексов и новых информационных технологий. Выпускники кафедры сегодня активно трудятся в высших и средних учебных заведениях, управленческих, финансовых и силовых структурах Забайкальского края, Москвы и Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Иркутска и других. В настоящее время сотрудниками кафедры проводится научно-исследовательская работа уже на уровне написания докторских диссертаций. Так, например, Венславский Владимир Борисович работает над темой докторской диссертации «Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников электронике на профильном уровне» при МПГУ. Минькович Татьяна Владимировна работает над темой докторской диссертации «Развитие теоретических основ подготовки будущих учителей информатики в области разработки применения информационных систем обучения (на примере педагогического вуза)», при институте Информатизации РАО, г. Москва.

Новое время диктует необходимость решения всё более сложных задач. В 2007 году была открыта магистратура по направлению «Физико-математическое образование», магистерская программа «Информационные технологии в физико-математическом образовании». Руководителем магистратуры является доктор педагогических наук, профессор Л.А.Бордонская. Цель программы — обеспечить углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов в области информационных технологий в физико-математическом образовании, способных к научно-исследовательской и педагогической деятельности в учреждениях образования различного уровня.

Кафедра информатики и вычислительной техники была открыта в сентябре 1988 года, возглавить которую предложили кандидату физико-математических наук Владимиру Борисовичу Венславскому. Именно он вместе с Георгием Александровичем Потаповым, Лидией Александровной Бордонской и Сергеем Александровичем Макаровым подготовили проект открытия новой кафедры в ответ на принятую в 1986 году Программу информатизации страны. Открытие кафедры для ЧГПИ и ФМФ было большой проблемой из-за полного отсутствия кадров и персональных компьютеров. Задачей кафедры являлось обучение всех студентов общеобразовательному курсу «Информатика», а студентов ФМФ еще и языкам программирования, и основам вычислительной техники. Проблему кадров удалось решить интеграцией кадрового потенциала кафедры физики и математического анализа. Осваивать дисциплины новой специальности сотрудникам кафедры пришлось практически с нуля. Большая трудность заключалась ещё и в том, что централизованная и очень своевременная поставка надёжной японской техники КУВТ «YАMAHA» состоялась только один раз, на кафедру было выделено два класса — 20 машин.

До сих пор старожилы кафедры помнят эти замечательные учебные комплексы: персональные компьютеры, программные средства, сетевое оборудование. Сегодня удивляет, как хватало объема памяти, как уже через год удалось обеспечить вполне достойный учебный процесс, как удалось преодолеть нашествие ВТ отечественных производителей КУВТ УК-НЦ. В 1989 году кафедра выполнила договорную работу по техническому заданию ректората: доцентом С. А. Макаровым была создана первая в Читинской области автоматизированная система «Бухгалтерия» и «Студенческий отдел кадров», которые были написаны на языке программирования Бейсик. Впервые сотрудники института стали получать распечатку информации о заработной плате.

Важную роль в становлении кафедры сыграла работа по выполнению договора с Институтом космических исследований. В рамках договора удалось не только материально поддержать творческий коллектив кафедры, но и в 1990 году приобрести первую в институте и в городе IBM PC AT-286. В 1991 году кафедра выпустила своих первенцев по специальности «математика-информатика», в 1993 году по специальности «физика-информатика». И так ежегодно по 150-200 специалистов. С 1996 года была открыта специальность «информатика», как основная специальность с дополнительными специальностями «английский язык» и «экономика». В 2000, 2005 году специальность «информатика» была успешно аттестована. В 2004 году состоялся первый набор абитуриентов по направлению «физико-математическое образование», по профилю «информатика». В 2009 году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению «физико-математическое образовании», профиль «информатика». В 2010 году направление «физико-математическое образование», профиль «информатика» было успешно аттестовано.

С момента открытия на кафедре работали Ольга Михайловна Стерликова, Александр Александрович Столяров, Ольга Валерьевна Манухина. Их стихия — системы управления базами данных. Большинство выпускников, ныне программистов, сделали под их руководством очень серьезные, востребованные проекты. В разные годы на кафедре преподавали: Алексей Николаевич Грицаенко, Валентина Николаевна Козлова, Виталий Петрович Лесков, Сергей Евгеньевич и Наталья Валентиновна Кастелли, Игорь Владимирович Родионов, Наталья Александровна Мельниченко, Елена Петровна Галайда, Ирина Анатольевна Нестерова, Инна Петровна Янковская, Татьяна Георгиевна Филиппова (защитила диссертацию в 2003 г., в настоящее время работает в г.Москве), Игорь Антонович Фалько (защитил диссертацию в 2002 г., в настоящее время работает в г. Петрозаводске), Фёдорова Нина Владимировна, Васильева Елена Васильевна, Виктория Владимировна Бердюгина (2007).

Основными направлениями развития кафедры на сегодняшний день являются: 

- активизация учебно-методической деятельности, внедрения инновационных методов обучения и разных форм подготовки бакалавров и магистров;

- развитие приоритетных направлений научно-исследовательской работы;

- обеспечение высокого уровня научно-методических публикаций, в том числе в рецензируемых изданиях;

- активизация научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата и магистратуры;

- расширение научно-методического сотрудничества и социального партнерства с российскими вузами, научными и производственными организациями, органами образования.

Кафедра участвует в подготовке кадров по следующим направлениям подготовки бакалавров:

44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика и информационные технологии в образовании»), очная и заочная формы обучения;

01.03.02 «Прикладная математика и информатика»   (профиль «Исследование  операций и системный анализ»);

44.03.05 (050100.62)  «Педагогическое образование» (профиль «Математика и информатика»);

44.03.05 (050100.62) «Педагогическое образование» (профиль «Информатика и физика»). 

По направлению подготовки магистров:

44.04.01 (020100.68) «Педагогическое образование» (профиль «Информационные технологии в физико-математическом образовании»).

Преподавателями активно внедряются в учебный процесс инновационные методы обучения. Для успешного усвоения знаний студентами используются авторские учебно-методические пособия, монографии, учебно-методические комплексы, методические материалы к практическим, лабораторным  работам, самостоятельной работе, тестовые задания.

Цель научно-исследовательской работы кафедры – повышение научного потенциала кафедры информатики, ТиМОИ и расширение сферы научного влияния на студентов.