˄
˅

Кафедра автомобильного транспорта

Адрес: 672039, г. Чита, ул. Баргузинская, д. 49

Аудитория А-201 кафедра автомобильного транспорта.

График работы: понедельник – суббота, с 9:00 до 17:00

Перерыв: с 13.00 до 14.00
Телефон: 8 (3022) 41-73-40; 8 (3022) 41-73-16.

E-mail: at@zabgu.ru

Зав. кафедрой: к. т. н. Федоткин Иван Владимирович

 

История кафедры

 Кафедра АТ является одной из старейших кафедр университета. Первый набор по специальностям «Автомобильный транспорт» был сделан в 1969 году. В 1972 году на базе ЧитОТФ ИПИ был создан филиал ИПИ, в котором как самостоятельные подразделения были выделены факультеты: машиностроительный, строительный, автомеханический. В этом же году была основана кафедра автомобильного транспорта в составе автомеханического факультета. Преподаватели кафедры, открытой на общественных началах, числились в штатах соответствующей кафедры ИПИ. Деканом механического факультета был назначен А.В. Фатьянов, заместителями А. В. Рашкин, С.Д. Добрынин. Спустя полгода А. В. Фатьянов был назначен заместителем директора филиала, деканом автомеханического факультета стал А.В. Рашкин. В 1974 году на механическом факультете (переименованном из автомеханического) приказом по министерству и институту создана кафедра автомобильного транспорта с секцией «Строительно-дорожные машины» – заведующий к. т. н., доцент В. Т. Корелова. Деканом факультета был назначен С. Д. Добрынин.

Кафедрой автомобильного транспорта ЧитГУ подготовлено более полутора тысяч дипломированных специалистов, успешно работающих во всех регионах России и зарубежья. Однако на сегодняшний день сохранившаяся система подготовки инженерных кадров в государственном университете не имеет достаточной региональной востребованности. Поэтому в настоящее время коллектив кафедры автомобильного транспорта занимается разработкой новых образовательных технологий. По мнению специалистов кафедры, основой образовательных технологий, должно стать стремление обучаемого к непрерывному получению и практическому самостоятельному применению знаний. Подготовка специалиста, формирование которого продолжается при его трудоустройстве в качестве менеджера конкретного предприятия, связана с правом собственности руководимого им предприятия. Перспектива стать собственником успешно работающего предприятия должна стать основным мотивом образования. Для того чтобы использовать эту устойчивую мотивацию образования, необходимо создать поддерживаемую государством систему перспективных направлений бизнеса для молодых специалистов, цель которой – поддержка состоятельного молодого собственника, использующего высокотехнологичный наемный труд. Этой поддержкой предлагается воспользоваться при реализации образовательных технологий, совмещающих высокоэффективное профессиональное образование с перспективой становления владельцем устойчиво работающего предприятия. Такие технологии позволяют не только проводить наиболее современную техническую политику и напрямую внедрять достижения научных школ в производство, но и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в области и регионах.

Научно-исследовательская работа кафедры связана с оптимизацией процесса автотехнической экспертизы дорожно-транспортных происшествий, с диагностикой автоматических трансмиссий автомобилей; с изучением турбокомпрессоров зарубежных и отечественных транспортных и технологических машин и т. п. Студенты и сотрудники кафедры автомобильного транспорта регулярно выступают на ежегодных научно-практических конференциях с докладами о внедрении новых технологий применяемых на автотранспорте. Студенты принимают ежегодное участие в Международной конференции «Молодёжь Забайкалья», занимая призовые места. Лучшие статьи публикуются в научных сборниках.

 Коллективом кафедры обеспечиваются 30 учебных дисциплин по специальностям 190600.62_– «Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов», профиль (специализация)_Автомобили и автомобильное хозяйство; 190700.62 – «_Технология транспортных процессов», профиль (специализация)_Организация и безопасность движения.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

Направление 190700.62 – Технология транспортных процессов

Профиль – Организация и безопасность движения.

В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой ориентированы на профессиональную деятельность в службах безопасности движения автотранспортных предприятий, органах дорожного надзора, государственных и муниципальных органах контроля и управления транспортом.

Подготовка специалистов осуществляется с прохождением практик и выполнением дипломных проектов в сотрудничестве со многими  заинтересованными предприятиями города и области, такими как, ГИБДД, Администрация города Читы и др.

Квалификационная подготовка выпускников позволяет им выполнять работы в области обеспечения безопасности движения на транспорте, по технико-экономическому обоснованию схем организации дорожного движения, по разработке нормативно-методической документации и техническому контролю в целях повышения безопасности движения.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются транспортные предприятия и организации различных форм собственности, транспортные подразделения в предприятиях, организациях и учреждениях различных отраслей экономики.

  

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

Направление 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Профиль – Автомобили и автомобильное хозяйство

Основным назначением автомобильного транспорта является перевозка различных грузов и пассажиров. Техническое обслуживание, ремонт, эксплуатация и управления и изобретения нового технологического оборудования – основные направления подготовки специалистов по данной специальности. За время обучения студенты изучают основные дисциплины: «Техническая эксплуатация автомобилей», «Автомобили – теория эксплуатационных свойств, анализ конструкции», «Технология ремонта и обслуживания автомобилей», «Проектирование предприятий автомобильного транспорта», «Экономика и управление на автомобильном транспорте».

Объекты профессиональной деятельности выпускника: предприятия и организация автотранспортного комплекса разных форм собственности, такие как, «Автомобильный 88 ремонтный завод», автосервис, фирменные и дилерские центры автомобильных компаний, проектные организации.

 

Учебный, научный и спортивный центр кафедры «Автомобильный транспорт» (УНЦ «Автоуниверситет») ФТТиС

Учебно-научный и спортивный центр создан в целях повышения требований к уровню квалификации специалистов автомобильного транспорта и необходимостью более твердого освоения ими современных методов решения профессиональных задач, совершенствования деловых качеств подготавливаемых в университете специалистов, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

Для достижения поставленных целей, в соответствии с действующим законодательством учебно-научный и спортивный центр осуществляет следующие виды деятельности:

  • обучение водителей категорий «В», «С»;
  • переподготовка и повышение квалификации преподавателей в области автомобильного транспорта, автомобильного спорта;
  • обучение водителей контраварийным методам управления автомобилями, новым методикам самосовершенствования процессов управления транспортными средствами;
  • организация, проведение и участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях автомобильного спорта;
  • подготовка спортсменов и судей для участия в соревнованиях по автоспорту;
  • проведение работ по изготовлению и ремонту автомобилей, спортивного инвентаря, оборудования, приборов, экипировки спортсменов и других изделий, относящихся к автотранспортным средствам и автомобильному спорту;
  • совершенствование процессов технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
  • проведение научно-исследовательских работ в области совершенствования эксплуатации и управления автотранспортными средствами;
  • содействие в подготовке спортивных автомобилей Забайкальского государственного университета для участия в соревнованиях по автоспорту;
  • повышение квалификации экспертов-автотехников и экспертов-автооценщиков;
  • повышение квалификации преподавателей автошкол, инструкторов обучения вождению, страховых комиссаров, спортсменов-автомобилистов, судей и иных специалистов в области автомобильного транспорта и автомобильного спорта;
  • проведение конференций, семинаров, практических занятий среди работников автомобильного транспорта и представителей смежных профессий с целью распространения новых знаний о достижениях отечественной и зарубежной автомобильной техники, средств обслуживания, ремонта, организации движения и управления, передового опыта и научной организации труда в сфере автомобильного транспорта;
  • выдача соответствующих документов установленного образца о повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке; – разработка проектов учебных планов и программ, методических материалов, лекций и учебных пособий, содействие в их издании и опубликовании.

Созданный при университете учебно-научный центр «Автоуниверситет» вносит неоценимый вклад в учебный процесс. Участие студентов в соревнованиях в качестве пилотов спортивных автомобилей, организаторов и судей прививают студентам чувство ответственности и коллективизма, а общение с опытными спортсменами благоприятно сказывается на их активной жизненной позиции. Немаловажно влияние центра на рост профессионального и спортивного уровня студентов.

Участники команды «Автоуниверситет» ЗабГУ 63 раза поднимались на ступеньки пьедестала. В командном зачете наши гонщики завоевали 4 кубка, 10 раз были на втором месте и 7 раз на третьем. В настоящее время команда ЗабГУ самая многочисленная. Она выставляет на соревнования до 16 спортивных автомобилей во всех зачетных группах. В составе команды тренируются и выступают 6 кандидатов в мастера спорта и более 10 спортсменов, имеющих первый разряд. По результатам года спортсмены, выступающие за ЗабГУ, 6 раз становились Чемпионами Забайкальского края.

Университет рассматривает участие в спортивных соревнованиях как один из факторов воспитания в молодежи патриотизма, профессионализма и ответственности, поэтому более половины команды ЗабГУ составляют молодые люди до 20 лет. Университет представляет им возможность проявить себя в официальных соревнованиях различных уровней в престижнейшем и дорогом виде спорта – автомобильном. Победы свидетельствуют об успешности данного направления.

Многие спортсмены, успешно окончив наш университет, продолжают выступать в соревнованиях и добываются значительных результатов, становясь чемпионами края и обладателями различных регалий. Им на смену приходит молодая, неопытная, но дерзкая и упорная молодежь, со временем составляя реальную конкуренцию маститым товарищам. Забайкальский государственный университет можно смело назвать кузницей не только трудовых, но и спортивных кадров.

Эта работа проводится совместно с Забайкальским региональным отделением РАФ. Сотрудничество осуществляется по двум направлениям. Первое, спортивное – это подготовка кроссовых автомобилей к соревнованиям, обучение пилотов спортивных автомобилей и участие команды университета в соревнованиях.

Второе направление – это обучение и аттестация спортивных судей. После прохождения курса обучения студенты факультета получают лицензию судьи по автоспорту РАФ и имеют право на судейство соревнований Всероссийского уровня. Каждое направление имеет своего руководителя из числа сотрудников факультета.

 Преподаваемые дисциплины на кафедре АТ:

 Направление 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

1       Основы научных исследований

2       Основы теории надежности и диагностики.

3       Электрооборудование автомобилей.

4       Техническая эксплуатация автомобилей.

5       Автомобили.

6       Автомобильные двигатели.

7       Эксплуатационные материалы.

8       Основы технологии производства и ремонт автомобилей.

9       Основы проектирования и эксплуатация технологического оборудования.

10  .Гаражное оборудование

11  Проектирование предприятий автомобильного транспорта.

12  Проектирование СТО автомобилей.

13  Инженерное обеспечение работы автотранспортных предприятий.

14  Экология транспорта.

15  Методы оптимизации в технике.

 

Направление 190700.62 –  Технология транспортных процессов

 

1       Правила дорожного движения.

2       Основы научных исследований.

3       Техника транспорта, обслуживание и ремонт.

4       Основы теории надежности и диагностики.

5       Системы управления.

6       Безопасность транспортных средств.

7       Организация движения.

8       Транспортная энергетика.

9        Служба ГИБДД.

10  Расследование и экспертиза ДТП.

11  Моделирование ДТП.

12  Методология подготовки водителя.

13  Диагностика транспортных средств.

14  Надёжность системы автомобиль-водитель-дорога.

15  Технические средства организации дорожного движения.

 

ПОТЕНЦИАЛ КАФЕДРЫ

Состояние материально-технической базы.

В таблице приведены площади, на которых располагается кафедра АТ и их назначение.

 

№ зуд

 Наименование  лабораторий, аудиторий

Площадь

Назначение

А-101 А-110 А-110А

 А-111 А-213 А- 107

А-107А

А-201 А-203   А-206  А- 103 А-106

А-106А

Стендовый зал №1

Стендовый зал №2

Лаборатория эксплуатационных материалов

Лаборатория конструкции автомобилей

Лаборатория по БДД автомобилей

 Лаборатория ремонта автомобилей

Лаборатория электрооборудования авт.

Преподавательская кафедры

Кабинет зав. кафедры

Поточная аудитория

Склад

Лаборатория ТО и ремонта

Лаборатория ТО и ремонта

190

 286

 36

 50

 92

48

48

33

16,5

 50

 36

 168

48

Учебная, науч. Учебная, науч. Учебная, науч.

Учебная

Учебная

Учебная, науч.

Учебная, науч.

Вспомогательная Вспомогательная Учебная

Вспомогательная

Учебная, науч, 

Учебная, науч.

 

Общая площадь кафедры:

 в том числе: Учебная

 Научная

 вспомогательная

1101,5

1016,0

824,0

85,5

 


 Сотрудничество с предприятиями Забайкальского края

 С руководителями предприятий проводятся регулярные встречи по выявлению потребности в специалистах по профилю кафедры с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Основными заказчиками молодых специалистов являются ОАО «88 ЦАРЗ», ОАО «ЗабЖД», «Забайкалспецтранс», ГИБДД, УВД, автотранспортные предприятия региона (Volvo Trucks, Toyota (Садко Авто), Mitsubishi (Садко Моторс), NISSAN (Чита Моторс) и многие др. Распределение молодых специалистов в основном идет по Сибири и Дальнему Востоку.