Русская верcия

6+

˄
˅

Ч

Черепанова Лариса Витальевна -

1

Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания.

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

Окончила Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г.Чернышевского, обучалась в аспирантуре при Лаборатории обучения русскому языку Института общего среднего образования РАО (Москва), где защитила в 1997 г. кандидатскую диссертацию по проблемам обучения учащихся аудированию «Обучение аудированию учебно-научных текстов учащихся 5 классов» (научный руководитель – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник В. И. Капинос).

В 2005 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы)» (научный консультант – докт. пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Е. А. Быстрова).

 

Преподаваемые дисциплины: в бакалавриате: «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык), «Инновационные технологии в преподавании филологических дисциплин»; в магистратуре: «Методология филологического образования в основной и средней школе», «Методология и методы научного исследования», «Компетентностный подход как стратегия филологического образования», «Виды речевой деятельности и их формирование», «Текстоцентрический подход в обучении языку», «Преподавание языка на профильном уровне», «Инновационные технологии в обучении языку»; курсы по выбору: «Методика преподавания лингвистических дисциплин в высшей профессиональной школе».

Тема научного исследования – «Инновационные технологии обучения русскому языку в русле современных подходов»; «Формирование профессионально-педагогической компетенции студентов-филологов в русле компетентностного подхода».

 

Опубликовала более 100 научно-методических работ. К наиболее значимым работам относятся:

- монографии: «Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования» (Чита, 2004), «Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку» (Новосибирск, 2006), посвященные проблемам формирования лингвистической компетенции, «Инновационные подходы в обучении русскому родному языку (Чита, 2012) «Инновационные подходы в обучении русскому родному языку» (2-е изд-е, допол.) (2015);

- учебные и учебно-методические пособия: «Уроки развития речи в 6 классе» (Чита, 1996), «Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы» (Волгоград, 2009), «Рабочая тетрадь юного экскурсовода» (Чита, 2009), «Формирование рефлексии при обучении русскому языку» (Чита, 2004), «Обучение аудированию на уроках русского языка» (в соавторстве с О. В. Трофимовой) (Чита, 2012), «Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника» (Москва, 2013) и др., в том числе с грифом УМО вузов РФ по образованию в области подготовки педагогических кадров: «Система профессиональной подготовки по методике преподавания русского языка» (в соавторстве с Л. П. Алексенко) (Чита, 2000), «Аудирование: теория и практика обучения: 5 класс» (Чита, 2002); «Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение» (Чита, 2012).;

- а также научно-методические статьи в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность».

Опубликовано более 20 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Автор Дневников достижений учащихся по русскому языку для учащихся 5-9 классов, входящих в учебный комплекс по русскому языку для основной общеобразовательной школы С.И. Львовой и В.В. Львова (Москва: изд. «Мнемозина»).

 

Руководитель НИЛ «Лингводидактические инновации». Директор магистерской программы «Методические технологии в филологическом образовании». Руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык). Под руководством Л. В. Черепановой защищены пять кандидатских диссертаций.

 

Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в Бурятском государственном университете (г. Улан-Удэ).

 

Награждена Почётной грамотой Министерства образования России. Присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования.

 

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  •  «Культура речи преподавателя высшей школы» (ЗабГГПУ, 2009 г.);
  • «Основные проблемы обучения русскому языку в современной школе и пути их решения в УМК по ред. С.И.Львовой» (г. Москва, 2010 г.);
  • «Методологические основы разработки и реализации программ гуманитарных дисциплин» (Московский педагогический государственный университет, 2011 г.);
  • «Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью» (ЗабГГПУ, 2011 г.).
  • «Проектирование системы менеджмента качества образовательных учреждений профессионального образования» ЗабГГПУ, 2013 г.).
  • «Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды и внедрения ФГОС ОО» (РУДН, 2014 г.);
  • «Актуальные проблемы филологии» (ЗабГУ, 2014 г.);
  •  «Подготовка лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации в 2016г.» (ГУДПО «Институт  развития образования забайкальского края», 2016г.);
  •  «Разработка основных профессиональных образовательных программ для подготовки педагогических кадров уровней образования бакалавриат и магистратура для системы СПО» ( Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016г.);
  • «Актуальные проблемы филологии и подготовки кадров в области филологического образования» (ЗабГУ, 2016г.).

 

Контактная информация: e-mail: cherepanovalara@mail.ru