Русская верcия

Вход / Регистрация


˄
˅

И

Игумнова Екатерина Александровна -

11

профессор кафедры педагогики, руководитель научно-исследовательской лаборатории экологического образования, доктор педагогических наук, доцент,  Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Преподаваемые дисциплины: «Педагогика», «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Социальное проектирование в образовательных организациях», «Современные социально-педагогические технологии», «Технологии развития критического мышления», «Культура публичного выступления», «Экологическое образование в региональном образовательном пространстве», «Общие основы социально-педагогической работы в   образовательных организациях», «Социально-педагогические основы организации детского отдыха», «Проектирование образовательных программ», «Педагогическая генетика». 

Наименование направления подготовки и специальности: педагогическое направление, учитель биологии-химии. 1985 г. – окончила с отличием Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского: естественно-географический факультет; квалификация: учитель биологии-химии.

Учёная степень: доктор педагогических наук. 2013 г. – защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме: «Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область)» в  диссертационном совете Д 212.154.05 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Учёное звание: доцент.

Сфера научных интересов: подготовка будущего учителя как активного субъекта в сфере экологического образования школьников в региональном образовательном пространстве, проблема воспитания экологической культуры и созидательной активности обучающихся, современные образовательные технологии  (технология социально ориентированных проектов, квест-технология, технология учебных вопросов и др.), фонопедагогика.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2006 г. – курсы «Анализ данных в психолого-педагогических исследованиях»;

2007 г. – стажировка на кафедре педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена;

2010        – семинар «Внутренние аудиты системы менеджмента качества образования»;

2010 г. – повышение квалификации по программе «Образовательные стратегии и технологии в педагогическом образовании»;

2010 г. – повышение квалификации по программе «Экспертиза и проектирование региональной дорожной карты по внедрению современных финансово-экономических механизмов в сфере общего образования Забайкальского края»;

2010-2013 гг. – обучение в докторантуре при ЗабГУ;

2015 г. – повышение квалификации по программе  «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (воспитатель)» ;

2015 г. – повышение квалификации по программе  «Интерактивные технологии в обучении».

Научные проекты и гранты:

  • 2010 г. –  тема НИР «Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета» (ФГНУ ЦИТиС № госрегистрации 01201052261. Инв. № 100204103534).;
  • 2011 г. –  тема НИР «Подготовка студентов к педагогическому сопровождению процесса социализации личности в региональном образовательном пространстве»;
  • 2012-2014 гг. –  тема НИР «Технология социального взаимодействия как фактор развития регионального образовательного пространства» (Государственное задание вузу Минобрнауки РФ, № 6.2229.2011);
  • 2012-2014 гг. –  тема НИР «Проблемы естественнонаучного образования и подготовки учителя современной школы» (Государственное задание вузу Минобразнауки РФ из средств проекта: № 6.2266.2011);
  • 2014 г. – тема НИР «Содержание и технологии подготовки учителя как условие успешности школьника» (Грант №133-Гр ЗабГУ);
  • 2016 г. – тема НИР «Дидактический инструментарий в условиях открытого образовательного пространства» (Грант №205-Гр ЗабГУ).

Членство в организациях:

  • Байкальское отделение Научного Совета по проблемам экологического образования при президиуме РАО;
  • Оргкомитет по проведению в Забайкальском крае ежегодной региональной экологической акции «Охранять природу -значит любить Родину!»;
  • Рабочая группа по реализации Стратегии экологического образования в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края;
  • Общественная инициативная группы по созданию памятника природы в г. Чите «Красная горка»;
  • Региональная  общественная организация «Забайкальское педагогическое общество».

Публикации: Автор более 180 научных и учебно-методических работ, из них – 6  монографий, 6 учебных пособий с грифом УМО по педагогическому образования Министерства образования и науки РФ, 22 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Монографии:

  • Бордонская Л.А., Голобокова Г.И., Игумнова Е.А., Лучкина Т.В., Старостина С.Е. Современная работа студентов в современном вузе / Под редакцией Л.А. Бордонской. Забайкал. гос. ун-т,  Чита, 2015. 235 с.
  • Игумнова Е.А. Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве: теория и практика: монография. Новосибирск: Наука, 2013. 192 с.
  • Игумнова Е.А. Глава 6. Экологическое образование как фактор обеспечения экологической безопасности. Современные проблемы экологической безопасности трансграничных регионов. (Монография).  / А.В. Афонин, С.В. Гагаркина, Глазырина И.П. и др. Новосибирск: Наука, 2013.   С. 260-287.
  • Игумнова Е. А. Экологическое образование в региональном образовательном пространстве: теоретический аспект: монография [Текст] / Е. А. Игумнова. -Чита: Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т, 2012. -216 с.
  • Игумнова, Е. А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры: монография [Текст] / Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв, О.В. Корсун и др.; отв. ред. В.П. Соломин. Новосибирск: Наука, 2008. 284 с.
  • Игумнова Е. А. Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография [Текст] / Л. А. Бордонская, М. И. Гомбоева, Л. В. Черепанова, Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв и др. Чита: Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т, 2007. 313 с.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Игумнова Е. А. К вопросу об экологической культуре и экологическом патриотизме [Текст] / Е. А.Игумнова, О. В. Корсун // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 7: Педагогика. 2004. Вып. 11. C. 63 -69.
  2. Игумнова Е. А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры [Текст] / В. П. Горлачёв, Е. А. Игумнова, О. В. Корсун // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 7: Педагогика. 2004. Вып.11. С. 29 -40.
  3. Игумнова Е. А. Проблемы экологического образования: картина исследования взглядов педагогов Читинской области [Текст] / Е. А. Игумнова, О. С. Наумова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. 2007. Вып. 1. С. 181 -185.
  4. Игумнова Е. А. Учиться знать, учиться делать, учиться жить. О воспитании экологической культуры учащихся в едином образовательном пространстве России [Текст] / Е.А. Игумнова // Экология и жизнь. 2010. № 11 (108). С. 37 -41.
  5. Игумнова Е. А. Применение технологии учебных вопросов при работе с учителями по биологии [Текст] / Е. А. Игумнова // Биология в школе. 2010. -№ 4. С. 26 -33.
  6. Игумнова Е. А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление [Текст] / Е. А. Игумнова // Биология в школе. -2011. -№ 3. -С. 33 -39.
  7. Игумнова Е. А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы [Текст] / Е. А. Игумнова // Биология в школе. 2011. № 5. С. 48 -54.
  8. Игумнова Е. А. Пошаговая технология подготовки учащихся к интервьюированию при обучении биологии [Текст] / Е. А. Игумнова // Биология в школе. 2012. № 4. С. 36 -42.
  9. Игумнова Е. А. Региональная модель методической системы экологического образования школьников (на примере Забайкальского края) [Текст] / Е. А. Игумнова // География в школе. 2011. № 9. С. 47 -48, с. 57.
  10. Игумнова Е. А. Формирование профессиональных компетенций в сфере природоохранной деятельности у магистрантов естественнонаучного образования [Текст] / Е. А. Игумнова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. № 7-9 (30). 2010. С. 124 -130.
  11. Игумнова Е. А. Системный подход как методологическая основа исследования регионального образовательного пространства [Текст] / Е. А. Игумнова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. -№ 3 (34). С. 123 -130.
  12. Игумнова Е. А. Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании [Текст] / Е. А. Игумнова // Гуманитарный вектор. 2010. № 1 (21). С. 24 -27.
  13. Игумнова Е. А. Подготовка бакалавров и магистрантов естественнонаучного образования к сопровождению процесса воспитания экологической культуры учащихся в региональном образовательном пространстве [Текст] / Е. А. Игумнова // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 19 -24.
  14. Игумнова Е. А. Подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин к реализации технологии учебных вопросов [Текст] / Л.А. Бордонская, Е. А. Игумнова // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 7 -14.
  15. Игумнова Е. А. Тенденции развития экологического образования в мировом образовательном пространстве (середина 90-х гг. XX в. -первая декада XXI в.). [Текст] / Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 120 -125.
  16. Игумнова Е. А. Формирование профессиональной компетентности у магистрантов экологического образования в процессе научно-педагогической практики [Текст] / Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 5 (46). С. 83 -88.
  17. Игумнова Е.А. УМК «Родное Забайкалье»: как помочь ребёнку и полюбить Родину. [Текст] / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, И.Б. Барахоева // География в школе. 2013, №5. С. 61-62.
  18. Игумнова Е.А. Как оценить учебный экологический проект по исследованию и оптимизации социоприродного окружения в школе [Текст] / Е.А. Игумнова // Биология в школе. 2014. №7. С. 59-63.
  19. Игумнова Е.А. Дневник как средство сопровождения будущего педагога на практике. [Текст] / Е.А. Игумнова, Т.В.  Лучкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 1 (21). – 2016. –С.106-113.
  20. Игумнова Е.А. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока биологии). [Текст] / Е.А. Игумнова, И. В. Радецкая // Биология в школе. 2016. №6.
  21. Игумнова Е.А. Квест-технология в контексте требований образования [Текст] / Е.А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. 2016. (в печати).
  22. Игумнова Е.А. Опыт применения квест-технологии в профильном лагере экологической направленности. [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая, И.Ю. Сорока //Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. (в печати).

Учебные пособия

  1.  Игумнова Е. А. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа [Текст] / О. В. Корсун, В. П. Горлачёв, Е. А. Игумнова, Л. Н. Золотарёва. -Чита: Экспресс-издательство, 2007. -210 с. (13,1 п.л., авторских -3,5 п.л.). (Рекомендован Министерством образования и науки РФ);
  2. Игумнова Е. А. Дневник учебно-исследовательской практики: учебное пособие для бакалавров образования [Текст] / Т. В. Лучкина, Е. А. Игумнова. -Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2009. -78 с. (5,0 п.л. , авторских -2 п.л.). (Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ);
  3. Игумнова Е. А. Дневник педагогической практики: учебное пособие [Текст] / Т. В. Лучкина Е. А. Игумнова. -Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2009. -96 с. (6,0 п.л., авторских -2 п.л.). (Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ);
  4.  Игумнова Е. А. В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг: учебное пособие. [Текст] / Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская. Чита: Экспресс-издательство, 2013. 128 с. (6,8 п.л., авторских -4,1 п.л.) (Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ).
  5. Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов (на примере санаторной школы). Учебно-методическое  пособие.  [Текст] / Т.В. Лучкина, Г.А. Новосёлова, Е.А. Игумнова Чита: ЗабГУ, 2014. 128 с. (Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ).
  6. Игумнова Е.А.  Дневник учебной практики. Учебное  пособие. [Текст]  /Лучкина Т.В., Игумнова Е.А., Радецкая И.В.  Чита: ЗабГУ, 2014. 116 с. (Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ).
  7. Игумнова Е.А. Квест-технология в образовании. Учебное  пособие. [Текст]  / Игумнова Е.А., Радецкая И.В.  // Чита: ЗабГУ, 2016. 184 с.
  8. Игумнова Е.А. Исследователь: учусь читать мир: практикум. [Текст]  / Е.А. Игумнова, Д.Ц. Анудариева, О.А. Сычёва, Г.М. Губова // Чита, ИРО Забайкальского края, 2016. 64 с.

Общий стаж работы: 31 г.

Стаж работы по специальности: 31 г.

Контактная информация:
e-mail: igumnova1@mail.ru

Дата обновления информации 14.10.2016 г.