Русская верcия

Вход / Регистрация


˄
˅

З

Заборина Лариса Геннадьевна -

1

Занимаемая должность: доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.

Преподаваемые дисциплины: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии в раннем возрасте», «Психологическая травма личности», «Использование психологических технологий в помощи детям с ОВЗ», «Организация и содержание обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта», «Комплексная медико-социально-психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития», «Психолого-педагогическая работа с депривированными детьми», «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР», «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения», «Психология детей с нарушнеиями функций ОПДА с основами обучения и воспитания», «Методологические основы консультативной работы с детьми, имеющими ОВЗ», «Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии», «Опытно-экспериментальная деятельность в системе специального (коррекционного) образования», «Основы психолого-педагогической коррекции нарушенного развития», «Основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», «Практикум по решению профессиональных задач в области коррекционно-педагогической деятельности и др».

Ученая степень: кандидат психологических наук

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

  • 19.00.13 — психология развития, Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского в 1997 году;
  • Аспирантура Забайкальский государственный педагогический университет, Общая психология 19.00.01, поступила в 2005 году. Тема кандидатской диссертации «Базисные убеждения родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса» (защищена в 2008 году) в Диссертационный ученый совет Д 002.016.03 при Институте психологии РАН
  • Участие в выполнении государственного задания на оказание услуг (выполнения работ) по теме проекта: Развитие психологических ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья (2012-2013 г.г.).

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Диплом о профессиональной переподготовке в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете соответствие квалификации на ведение профессиональной деятельности в сфере дефектологии: учителем-олигофренопедагогом и практическим психологом специальных учреждений;
  • Свидетельство Института практической психологии «Иматон» курсы повышения квалификации по авторской программе «Работа психолога кризисного центра».
  • Удостоверение по программе повышения квалификации Института практической психологии «Иматон» «Программа повышения эффективности управления для руководителей детских центров»
  • Удостоверение о повышении квалификации на Факультете дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ЗабГУ» по дополнительной профессиональной программе «Психологическое консультирование»
  • Удостоверение повышении квалификации в ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Инновационные процессы и проблемы модернизации образования», Москва
  • Удостоверение о  повышении квалификации ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе «Вопросы поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организации», Москва,

Сфера научных интересов: психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ и здоровым детям, сопровождение семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, оказание скорой психологической помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные научные публикации и исследования:

Статьи, рекомендованные ВАК:
  • Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записки,  Серия Педагогика и Психология 2016/52(Том 11). С. 135-143            
  • Калашникова С. А., Заборина Л. Г. Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья / С. А.Калашникова, Л. Г. Заборина //Современные исследования социальных проблем, № 6 (26) , 2013 http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201349;
  • Исследование личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л. Г.Заборина //Ученые записки, 2012, № 6, Серия Педагогика и психология, 2012/5(46)с.298-306;
  • Заборина Л. Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Сибирский психологический журнал. — № 26. — 2007. С.136-141;
  • Заборина Л. Г. Особенности смысловой структуры мировоззрения родителей детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Вестник Бурятского университета. Сер.10: Психология. Вып.3: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. — 328 с. — С.250-256.
Статьи :
  • Заборина Л.Г. Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Психолог», глава «Помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья»         Обзор социальных практик работы некоммерческих организаций Сибири; Кемерово, 2013 год, с.75-76.
  • Заборина Л.Г., Дятлова А.А. К вопросу о развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи //Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Чита, 18–19 апреля 2013 г.). М.: УРСС, 2013. – 549 с.  С. 213 – 218.
  • Заборина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья студентами-волонтерами (выступление на пленарном заседании) III Всероссийский симпозиум с международным участием «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья», Чита, 2013 г.;
  • Заборина Л. Г. Некоторые особенности ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: Материалы Всероссийской научной конференции (19-20 апреля 2007 г.) / Забайкал. гос. гум. — пед. ун-т. — Чита, 2007. — 224 с. — С.124-128;
  • Заборина Л. Г. Изучение динамической смысловой структуры родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе: материалы межрегиональной научно-практической конференции (14-15 ноября 2006 г.): в 2 ч. / Забайкал. гос. гум. — пед. ун-т. — Чита, 2006. — Ч. I. — 175 с. — С.62-68;
  • Заборина Л. Г. Применение методов математической статистики в психологических исследованиях (на примере базисных убеждений личности) / Л.Г.Заборина // Математика и ее приложения в экономике, технике и образовании: Материалы межвузовской научно-практической конференции — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.- 140 с. С.36-40;
  • Заборина Л. Г. Особенности базисных убеждений личности родителей детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.2. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 508 с. С.174-178;
  • Заборина Л. Г. Теория психологических систем как методологическая основа научного исследования (на примере изучения личности родителей детей-инвалидов) / Л. Г.Заборина // Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27-28 апреля 2006 года) — г. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. — Ч.I. — С.42-47;
  • Заборина Л. Г. Изучение базисных убеждений личности родителей детей-инвалидов / Л. Г.Заборина // Специальная педагогика и психология на этапе модернизации системы специального образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 372 с. — С.166-169;
  • Заборина Л. Г. Изучение личности родителей, воспитывающих детей-инвалидов методом семантического дифференциала / Л. Г.Заборина // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник. — Заб. гос. гум. — пед. ун-т. — Чита, 2006. — Ч.2. — 197 с. — С.139-144;
  • Заборина Л. Г. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи / Л. Г.Заборина // Традиции и инновации: проблемы качества образования: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 ноября) — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. — Ч.I. С.36-38.

Руководство и участие в реализации социально-значимых проектах Некоммерческим фондом «Психолог»:

2007 год
  • Проект «Домашний патронаж детей-инвалидов с низкой способностью к реабилитации и их семей» (автор и руководитель проекта кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ЗабГГПУ, председатель Некоммерческого фонда «Психолог» Л.Г.Заборина) — проект реализуется с 2006 года на добровольной основе; декабрь 2007 г.- июнь 2008 г. — победа в Президентском конкурсе грантов: на реализацию проекта выделено 1 275 393 рубляНациональным благотворительным фондом; с 2008 г.по 2010 г. — реализуется на добровольной основе. В проект были привлечены более 30 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Не менее 50 студентов-волонтеров, обучающихся на факультете психологии ЗабГГПУ, проводили коррекционно-развивающие занятия с детьми. Оказана адресная поддержка 19 семьям (приобретено реабилитационное оборудование на общую сумму 390 000 рублей, такое как сухие бассейны, спортивные тренажеры, спортивные уголки, ходунки, прогулочные коляски для детей-инвалидов и т.д.), в которых воспитывается 22 ребенка с ограниченными возможностями.
2008 год
  • Проект «Подари радость — получи улыбку» (исполнитель проекта, автор и руководитель проекта ассистент кафедры специальной психологии ЗабГГПУ Я.М.Шаферова, научный руководитель проекта на сегодняшний день — Л.Г.Заборина) с 2008 года реализуется на добровольной основе по сегодняшний день — цель проекта: проведение мероприятий различной направленности (спортивных, познавательных, развлекательных), а также тренинговых занятий с умственно-отсталыми учащимися Черновской школы — интерната VIII вида; признан лучшим проектом в Забайкальском крае в 2009 году в рамках Социального форума «Забайкальцы-Забайкалью», Фонд награжден ценным призом.
2010 год
  • Проект «Победишь себя — победишь весь мир» (автор и руководитель проекта Л. Г.Заборина, соруководитель проекта — председатель Читинской МО ВОС Н. В.Рязанцева) — декабрь 2010 — июнь 2011 г. — победа в конкурсе грантов Президента РФ, выделено 1 000 000 рублей Национальным благотворительным фондом. Цель проекта: оказание адресной поддержки и помощь в реализации мероприятий различной направленности незрячим людям. Всего проектом охвачено 225 инвалидов по зрению — членов Читинской МО ВОС. Для инвалидов по зрению приобретены продукты (сформировано 30 продуктовых наборов, всего более 500 кг: макароны, крупы, подсолнечное масло, сахар, заварка; каждый продуктовый набор весил 18 кг), дрова (35 машин по 5м3) с доставкой на дом, телефоны для незрячих людей (45 специальных телефонов), подключены к оператору сотовой связи (70 человек Читинской МО ВОС). Проведено ряд массовых мероприятий, способствующих интеграции инвалидов в общество (поздравление незрячих детей с Новым годом, проведение с детьми индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, проведение выставки творческих работ инвалидов по зрению и др.)
2011 год
  • Проекты «Психологическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии», победитель конкурса молодежных инновационных проектов «Молодежь — основной потенциал развития Сибири» в 2011 году, выделено 100 400 рублей. Проект разработан для детей с ограниченными возможностями. Реализуется силами преподавателей факультета психологии ЗабГУ (к.психол.н. С. А. Калашниковой, к.психол.н. Ю. В. Сутуриной, к.психол.н Л. Г.Забориной). В проекты активно привлечены студенты факультета психологии с целью приобретения профессиональных навыков. Основные мероприятия проектов: приобретение оборудования для сенсорной комнаты, организация сенсорной комнаты и учебного класса, и системное проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями и их родителями на безвозмездной основе. Проектами охвачено 15 детей с нарушениями в развитии.
  1. 2012 год
  • Проект «Психологическое сопровождение детей с синдромом Дауна и другими заболеваниями» — победитель конкурса грантов Министерства социальной защиты населения — выделено 60 000 рублей. На выделенные средства произведено дооснащение сенсорной комнаты необходимым оборудованием (приобретены сухой бассейн с подстветкой и ж/к телевизор).
  1. 2013 год
  • Проект «Включение инвалидов в социокультурное пространство» Победитель конкурса грантов Министерства культуры Забайкальского края — выделено 43 500 рублей. Руководитель проекта — к.психол.н. Сутурина Ю. В. , Заборина Л. Г. — исполнитель проекта. Проект посвящен созданию условий для культурного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На выделенные средства приобретены кукольный театр, игрушечные музыкальные инструменты, наборы для творчества и др. Запланирован массовый выезд детей с ОВЗ вместе с родителями в места культурного наследия Забайкальского края;
  • Проект «Мама, я такой, как все!» Победитель конкурса грантов Министерства здравоохранения Забайкальского края — выделено 30 000 рублей. Цель проекта: оказание системной психологической помощи детям с синдром Дауна и другими врожденными заболеваниями и их родителям специалистами Некоммерческого фонда «Психолог» и студентами-волонтерами, обучающихся на факультете социальной работы, психологии и педагогики ЗабГУ;
  • Проект «Комплексная программа помощи семьям, воспитывающим детей с множественными нарушениями в развитии» — победитель Президентского конкурса грантов — выделено 1 000 000 рублей Национальным благотворительным фондом. Основная цель проекта — создание условий для занятий детей с ОВЗ и их родителей спортивно-досуговой деятельностью на базе отремонтированного танцевально-спортивного зала. В проекте примет участие 20 семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
2014 год
  • Проект «Срочный розыск пропавших детей и оказание психологической помощи пострадавшим»  - совместный проект Клуба любителей внедорожников и НФ «Психолог. Победитель конкурса на получение субсидии правительства Забайкальского края. Выделено 419 000 рублей. Основная цель проекта – подготовка волонтеров к проведению поисковых работ, оснащение необходимым оборудованием добровольцев и оказание псисхологической помощи, людям, оказавшимся в зоне поисковых работ и пострадавшим.
2015 год
  • Проект «Подготовка добровольческих комиссаров». Основная цель: Подготовка кадров среднего руководящего звена для работы с добровольцами, принимающих участие в поисковых мероприятиях, и других мероприятиях в условиях ЧС.

Подготовка добровольцев к эффективной деятельности в условиях ЧС.Совместный проект НФ «Психолог» с КОО «Забайкальский внедорожный клуб», выделено 137 404 рубля.

2016 год
  • Проект «Мини детский сад для «особых»  деток». Победитель конкурса на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям Забайкальского края. Основная цель проекта - оказание системных услуг психосоциального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов в виде создания мини-детского сада на базе созданного при Некоммерческом фонде «Психолог» Центра психолого-педагогической реабилитации и развития «Девять сил». Системное содействие в социализации и в социокультурной интеграции инвалидов в общество. Выделено 400 000 рублей.

Выпущена монография: Заборина Л. Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья Забайкал. гос. ун-т. — Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012., 180 с. Тираж 320 экземпляров.

Общий стаж работы: 20 лет.

Стаж работы по специальности: 19 лет.

Дата составления информации: 4 декабря 2016 год.