Русская верcия

6+

˄
˅

З

Заборина Лариса Геннадьевна -

 

1доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.

Ученая степень: кандидат психологических наук.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Окончила в 1997 году с отличием Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского по специальности «Психология и биология».

Общий стаж работы: 20 лет.

Стаж работы по специальности: 20 лет.

Л. Г. Заборина является руководителем Некоммерческого фонда содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Психолог", на базе которого созданы Психологический и культурно-досуговый центры "Девять сил", и студенты психолого-педагогического факультета имеют возможность проходить учебную и производственную практику, писать курсовые и выпускные квалификационные работы. Так же на базе фонда проходят учебные (лабораторные и практические) занятия.

 

Преподаваемые дисциплины:

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»: «Методологические основы консультативной работы с детьми, имеющими ОВЗ», «Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии», «Опытно-экспериментальная деятельность в системе специального (коррекционного) образования», «Основы психолого-педагогической коррекции нарушенного развития», «Основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи».

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии в раннем возрасте», «Психологическая травма личности», «Использование психологических технологий в помощи детям с ОВЗ», «Организация и содержание обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта», «Комплексная медико-социально-психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями», «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения», «Психология детей с нарушениями функций ОПДА с основами обучения и воспитания», «Практикум по решению профессиональных задач в области коррекционно-педагогической деятельности» и др.

 

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

- Диплом о профессиональной переподготовке в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете на ведение профессиональной деятельности в сфере дефектологии: «Учитель-олигофренопедагог, практический психолог специальных учреждений»;

Программы повышения квалификации:

- «Инновационные процессы и проблемы модернизации образования» (ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, 2012 г.);

- «Вопросы поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организации» (ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, 2012);

- «Работа психолога кризисного центра» («НОУ ДПО «Иматон», г. Санкт-Петербург, 2013);

- «Программа повышения эффективности управления для руководителей детских центров» («НОУ ДПО «Иматон», г. Санкт-Петербург, 2015 г.);

- ДПП «Психологическое консультирование» (г. Чита, ЗабГУ, 2015 г.).

 

Основные научные публикации и исследования: около 30 публикаций, среди которых монографии, учебные пособия, статьи в российских, региональных сборниках научных трудов:

- Заборина Л. Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Л. Г. Заборина; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. – 180 с.;

- Заборина Л. Г. Психолого-педагогические технологии сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Организационно-правовые и психолого-педагогические основы инклюзивного образования: учебное пособие / Е. В. Зволейко, В. А. Полухина [и др.] / общ. ред. С. А. Калашниковой; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2015. – 211 с.;

- Заборина Л. Г. Психологическая помощь матерям при рождении ребёнка с нарушениями в развитии; учеб.-метод. Пособие / Л. Г. Заборина, Е. А. Лушина; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2017. - 124 с.;

- Заборина Л. Г., Глазкова Ю. В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записки, Серия Педагогика и Психология 2016/52 (Том 11). С. 135-143;

- Калашникова С. А., Заборина Л. Г. Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем, № 6 (26), 2013 / http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201349;

- Л. Г. Заборина Исследование личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки, 2012, № 6, Серия Педагогика и психология, 2012/5(46), С. 298-306;

- Заборина Л. Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. - № 26. - 2007. С. 136-141;

- Заборина Л. Г. Особенности смысловой структуры мировоззрения родителей детей-инвалидов / Л. Г. Заборина // Вестник Бурятского университета. Сер. 10: Психология. Вып. 3: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. - 328 с. - С. 250-256;

- Заборина Л. Г. Помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья / Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Психолог»: Обзор социальных практик работы некоммерческих организаций Сибири. - Кемерово, 2013 год, С. 75-76;

- Заборина Л. Г., Дятлова А. А. К вопросу о развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Чита, 18–19 апреля 2013 г.). М.: УРСС, 2013. – 549 с., С. 213 – 218;

- Заборина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья студентами-волонтерами (выступление на пленарном заседании) III Всероссийский симпозиум с международным участием «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья», Чита, 2013 г.;

- Заборина Л. Г. Некоторые особенности ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей детей-инвалидов // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: Материалы Всероссийской научной конференции (19-20 апреля 2007 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2007. - 224 с. - С.124-128;

- Заборина Л. Г. Изучение динамической смысловой структуры родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе: материалы межрегиональной научно-практической конференции (14-15 ноября 2006 г.): в 2 ч. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2006. - Ч. I. - 175 с. - С. 62-68;

- Заборина Л. Г. Применение методов математической статистики в психологических исследованиях (на примере базисных убеждений личности) / Математика и ее приложения в экономике, технике и образовании: Материалы межвузовской научно-практической конференцию - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.- 140 с. С. 36-40;

- Заборина Л. Г. Особенности базисных убеждений личности родителей детей-инвалидов / Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 2. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - 508 с. С. 174-178;

- Заборина Л. Г. Теория психологических систем как методологическая основа научного исследования (на примере изучения личности родителей детей-инвалидов) // Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27-28 апреля 2006 года). г. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. - Ч. I. - С. 42-47;

- Заборина Л. Г. Изучение базисных убеждений личности родителей детей-инвалидов / Специальная педагогика и психология на этапе модернизации системы специального образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - 372 с. - С. 166-169;

- Заборина Л. Г. Изучение личности родителей, воспитывающих детей-инвалидов методом семантического дифференциала // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник. - Заб. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2006. - Ч. 2. - 197 с. - С. 139-144;

- Заборина Л. Г. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи / Традиции и инновации: проблемы качества образования: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 ноября) - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. - Ч. I. С. 36-38.

 

Работа по грантам:

  • 2012-2013 г. Государственное задание Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011 «Развитие психологических ресурсов лиц с ОВЗ». Исполнитель.

 

Награды.

  • Почетные грамоты и Благодарственные письма руководства ЗабГГПУ, ЗабГУ;
  • Почетные грамоты и Благодарственные письма Министерства образования и науки Забайкальского края;
  • Почетные грамоты Губернатора Забайкальского края, городской Думы городского округа «город Чита»;
  • Почетная грамота полпреда СФО (2014).

 

Дата изменения информации: 30.05.2018