Русская верcия

6+

˄
˅

Научно-исследовательская лаборатория 

«Лингводидактические   инновации»

Адрес: г. Чита, ул. Чкалова 140, факультет филологии и массовых коммуникаций

Телефон: 8 (3022) 35-28-22 (деканат ФФиМК)

E-mail: cherepanovaLara@mail.ru

НИЛ «Лингводидактические инновации» (перерегистрация: приказ ЗабГУ от 16.12.2014 г. № 410).

Руководитель НИЛ – Лариса Витальевна Черепанова, профессор кафедры РЯиМП, доктор пед. наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Члены НИЛ: канд. пед. наук, доцент О.В. Трофимова.

 канд. пед. наук, доцент Ц.Р. Цыдендамбаева,

 канд. пед. наук, доцент Ю.С. Игумнова.

В научных исследованиях участвуют аспиранты, магистранты, студенты-бакалавры, учителя-словесники.

Направление научно-исследовательской деятельности : Разработка инновационных технологий в обучении русскому языку (в формировании компетенций) школьников и студентов.

Темы современных исследований:

-инновационные подходы в обучении русскому родному языку (Л.В.Черепанова);

-формирование профессиональных компетенций учителя – словесника в контексте новых образовательных стандартов бакалавра и магистра педагогического образования (Л.В.Черепанова, О.В.Трофимова);

- формирование школьника как субъекта учения при обучении русскому языку на базовом и профильном уровнях (Т.М. Шахова,  Е.Е.Глущенко, Л.А.Лопинцева);

 -достижение метапредметных результатов образования при формировании предметных компетенций на уроках русского языка (О.В.Трофимова, Ю.Н.Игумнова);

-инновационные технологии обучения русскому языку и культуре речи в школе и вузе (Л.В.Черепанова, Ц.Р.Цыдендамбаева);

-обучение русскому языку в условиях трансграничья и межкультурных коммуникаций, методика освоения языков в условиях двуязычия (Ц.Р.Цыдендамбаева);

- формирование культуроведческой компетенции школьников при обучении русскому языку (Н.В.Васильева).

Наиболее значимые научные результаты работы НИЛ: Выявлены и описаны  теоретические и методологические  основы формирования школьника как субъекта учения на уроках русского языка: технологией «языковой портфель»,  средствами рекламных текстов,  методами развития критического мышления при формировании лингвистической, коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Создана концепция современных подходов в обучении русскому языку в основной школе в русле идей ФГОС второго поколения для основной школы по русскому языку и пути их реализации. Разработаны пути реализации инновационных подходов в обучении русскому языку: компетентностного, текстоцентрического, рефлексивного, системно-деятельностного, коммуникативного. Разработаны, апробированы, внедрены в практику обучения школьников методики формирования умений  критического аудирования, групп универсальных учебных действий (метапредметных умений), чтения текстов разных типов, способы действия с единицами языка, обладающими национально-культурным компонентом значения. Разработаны и внедрены в практику обучения школьников русскому языку технологии рефлексивного обучения, «Языковой портфель», проектной деятельности. Разработаны критерии и показатели оценивания учащимися собственных достижений  в изучении русского языка (приобретении компетенций). Разработаны и внедрены в практику обучения русскому языку на профильном уровне программы элективных курсов, ориентированные на использование инновационных технологий, «Жаргонизмы в современной речи», «Графические и орфографические особенности рекламных текстов»,  «Реклама как современный жанр речи» «Русский язык как отражение культуры русского народа»,«Политическое красноречие». Проведено сопряжение ФГОС ВПО и ФГОС ОО по русскому языку; разработаны методики использования тестов, контроля сформированности компетенций в условиях модульно-рейтинговой системы оценивания.

Результаты исследований  представлены в  докторской  диссертации  (Черепанова Л.В. «Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы)» по специальности 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания, 2005),  кандидатских диссертациях  (О.В.Трофимова «Обучение учащихся 9-ых классов критическому   аудированию устных развернутых ответов на уроках русского языка» по специальности 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания, 2011; Ю.С. Игумнова «Формирование  лингвистической компетенции  путём организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении имени существительного» по специальности 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания, 2011 ; Т.М.Шаховой «Формирование у учащихся 5-х классов познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в работе с тематическим и рефлексивным языковыми портфелями при обучении русскому языку» по специальности 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания, 2014),  19 магистерских диссертациях.

Были изданы:

Научные монографии: Черепанова Л.В. Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования. Монография.-Чита:ЗабГГПУ, 2004.-238с.; Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку.Монография.- Новосибирск: Наука, 2006. – 324 с.;Черепанова Л.В. Инновационные подходы в обучении русскому родному языку. Монография.-Чита:ЗабГГПУ, 2012.- 145с.

 Разделы в коллективных монографиях: Содержание компетенций по региональному (национальному) компоненту. Подготовка учителя-словесника к реализации регионального (национального) компонента // Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография / Под ред. Л.А. Бордонской, М.И. Гомбоевой, Л.В. Черепановой. – Чита, 2007; Черепанова Л.В. Текст в реализации деятельностного подхода (лингводидактический аспект)//Слово.Предложение.Текст: Коллективная монография.-Орел, 2009.-С.470-476; Черепанова Л.В. Реализация текстоцентрического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках русского языка// Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении  русскому языку: слово-история-искусство.-Москва: МПГУ, Ярославль: Ремдер, 2013.- С.120-127.

Учебные пособия: Черепанова Л.В., Нелюбова Н.Я.  Олимпиады по русскому языку в Читинской области. В 2-ух ч. -Чита, 2006.- 1 ч. 110с., 2 ч. -110с.; Черепанова Л.В., Нелюбова Н.Я. Олимпиадные задания по русскому языку.9-11 классы.- Волгоград: Учитель,2009.-180с.; Черепанова Л.В. Рабочая тетрадь юного экскурсовода.- Чита, 2009.-46с.; Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку.5 класс.- Москва: Мнемозина, 2009.-68с.(2 изд-е, испр. и перер.2010; 3-е изд, перер. по ФГОС 2013); Черепанова Л.В.Дневник достижений учащегося по русскому языку.6класс.-  Москва: Мнемозина, 2010.- 109с. (2 изд-е, испр. и перер.2014); Черепанова Л.В.Дневник достижений учащегося по русскому языку. 7 класс.- Москва: Мнемозина , 2012.-134с.(2 изд-е, испр. и перер.2014); Черепанова Л.В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение. -Чита:  ЗабГГПУ. 2012.-126 с.( 2 изд-е, дор.с Грифом УМО по пед обр-ю, 2014); Черепанова Л.В., Трофимова О.В.Обучение аудированию на уроках русского языка.- Чита:ЗабГГПУ, 2012.- 218с. ; Черепанова Л.В.Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника.-М.: Мнемозина, 2013.-64с.; Черепанова Л.В. Инновационные технологии обучения русскому языку: Языковой портфель ученика. -Чита:  ЗабГУ. 2013.-133 с.; Черепанова Л.В.Дневник достижений учащегося по русскому языку.8класс.-  Москва: Мнемозина, 2014.- 175с.

32 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 5 статей в зарубежных изданиях.

Программные комплексы и Программы: Лингвистическое краеведение Читинской области. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программный комплекс. – Чита, 2004. – 58 с.

Были выиграны гранты: Минобрнауки РФ; государственный заказ вузу Минобрнауки РФ, № 6. 3687.2011 (на 2012-2014 гг.).

Лаборатория «Лингводидактические инновации» принимала участие в разработке и реализации Областной целевой программы «Русский язык» (2006-2010 гг.)  в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».

    Лаборатория «Лингводидактические инновации» - организатор    Российской научно-практической конференции «Лингводидактические инновации: опыт и перспективы разработки и внедрения» (2007г).                             Совместно с НИЛ «Интерпретация текста» (рук. Г.Д. Ахметова) и НИЛ «Лингвистическое краеведение Забайкалья» (рук. Т.Ю.Игнатович) Лаборатория «Лингводидактические инновации» участвовала в организации и проведении первой – третьей Международных научно-практических конференций «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Чита, ЗабГГПУ, 2008-2010 г.г.); совместно с кафедрой русского языка и методики его преподавания, НИЛ «Лингвистическое  краеведение Забайкалья» в 2014 г. в рамках Всероссийского фестиваля науки участвовала в проведении международной научной конференции «Язык в различных сферах коммуникации».

  Исследования методологии обучения русскому языку в средней школе и вузе, формирования предметных и профессиональных компетенций особенно актуальны в период перехода на новые стандарты образования.  Эти исследования связаны с определением путей, подходов, технологий и методик достижения предметных и метапредметных результатов. В идеологии последних Федеральных государственных образовательных стандартов результатом служит субъект учения, обладающий системой компетентностей и компетенций. 

Научные результаты исследований по данному направлению могут быть использованы в дальнейших лингводидактических теоретических и экспериментальных исследованиях, организации опытного обучения,  при разработке тем кандидатских и магистерских диссертаций, технологий, методик обучения, программ дисциплин, элективных курсов по русскому языку.

В бакалавриате реализуются программы учебных дисциплин «Методика обучения и воспитания», «Инновационные технологии в преподавании филологических дисциплин»;   в  магистратуре «Методические технологии в филологическом образовании» - «Методология филологического образования в основной и средней школе», «Компетентностный подход как стратегия филологического образования», «Виды РД и их формирование», «Инновационные технологии в обучении языку», «Современные системы оценки качества образования»,  «Преподавание языка на профильном уровне», «Текстоцентрический подход в обучении языку», Филологическое образование в условиях трансграничья и межкультурных коммуникаций» .

В рамках данного направления большое внимание уделяется просветительской деятельности по распространению знаний об инновационных процессах в филологическом школьном образовании и профессиональной подготовке учителя-словесника, подходах в обучении, путях, средствах достижения требований ФГОС последнего поколения (лекции на курсах повышения квалификации, вебинары, работа с учителями и др.).