Русская верcия

6+

˄
˅

Научно-исследовательская лаборатория экологического образования

 

Научно-исследовательская лаборатория экологического образования была создана в 1994 г. и работала под руководством  Горлачёва Валерия Павлович (д-ра пед. наук, профессора, проф. каф. экологии, экологического и химического образования),  с 2006 г. и по настоящее время лабораторией руководит  Игумнова Екатерина Александровна (д-р пед. наук, доцент, проф. каф. педагогики).

По проблемам экологического образования защищены ряд кандидатских и две докторские диссертации: В.П. Горлачёвым (2005 г.) по теме: «Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект» (по специальности 13.00.01) и Е.А. Игумновой (2013 г.) по теме: «Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область)» (по специальности 13.00.02).

Почти за четверть века в рамках деятельности лаборатории много талантливых исследователей внесли вклад в исследование и развитие системы экологического образования, сохранение природного наследия Забайкальского края, среди активных сотрудников-энтузиастов: Ковалёнок Н.В. (социально-экологическое направление), Лаврентьева Н.Г. (экологическое образование дошкольников), Анудариева Д.Ц., Наранова Л.В., Сычёва О.А., Филинов А.В., Кривенкова И.Ф,, Леснянская Ж.А. (экологическое образование школьников), Золотарёва Л.Н., Матвеева Л.Г., Филиппов В.Г., Бальжинимаева С.И. (агроэкологическое направление), Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П.,  Якушевская Е.Б., Гилёва М.В. (экологическое образование по проблеме сохранения растительного мира), Бутько Е.В., Гордеев С.Ю.,  Заплетнюк Г.А., Руденко Ю.Т. (экологические исследования и проблемы охраны природы Забайкальского края), а также сообщество педагогов Забайкальского края,

В настоящее время все постоянные сотрудники лаборатории являются внештатными, среди них: Игумнова Е.А.; Корсун О.В. – канд. билог. наук, доцент, проф. кафедры биологии и методики обучения биологии ЗабГУ;  Радецкая И.В. – доц. каф. педагогики, канд. пед. наук; Скребец М. – аспирант ЗабГУ;  Сорока И.Ю. – аспирант ЗабГУ; Барахоева И.Б. – учитель гимназии №12 г. Читы; а также магистранты ЗабГУ: Баславяк М.В., Биксалеев А.А.,  Дегтярёва А.В., Ельчина СМ., Потапова Ю.А., Фоминцева Н.С., Воронова В.В.

При выполнении исследований постоянные члены лаборатории экологического образования создают временные творческие коллективы по решаемым социально-экологическим проблемам, сотрудничая с представителями социальных партнёров, среди которых:

  • Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края;
  • Министерство природных ресурсов Забайкальского края;
  • ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»»;
  • ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник»;
  • ФГБУ «Национальный парк «Алханай»»;
  • ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»;
  • ГОУ ДОД «Забайкальский детско-юношеский центр»;
  • Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН;
  • Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края»;
  • Государственное учреждение «Забайкальский ботанический сад»;
  • ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова»;
  •  МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» г. Читы;
  • Забайкальское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»;
  • образовательные организации г. Читы и Забайкальского края.

Основные направления деятельности сотрудников лаборатории:

-       Проектирование системы непрерывного экологического образования в регионе (теоретико-методологические, нормативно-правовые, управленческие, кадровые, методические, технологические и др. аспекты);

-       Разработка научно-методического обеспечения (учебников, учебных пособий для образовательных учреждений) для организации процесса экологического образования с учётом региональной специфики;

-       Консультирование и руководство опытно-экспериментальной деятельностью, включая сетевые  проекты, в образовательных организациях региона;

-       Апробация современных образовательных технологий в экологическом образовании, включая эколого-психологический тренинг, квест-технологию;

-       Исследование биологического и ландшафтного разнообразия в условиях трансграничья и адаптация научного знания по проблеме его сохранения к образовательному процессу;

-       Экологическое обоснование особо охраняемых природных территорий и проведение экологической экспертизы документов на создание ООПТ;

-       Организация экспедиционных исследований по изучению биологического и ландшафтного разнообразия, в т.ч. в глобальных экорегионах;

-       Проведение научно-практических конференций, семинаров, публичных слушаний по проблемам экологии и экологического образования.

Основные научные результаты коллектива лаборатории:

– выявлены закономерности формирования содержания, форм и методов экологического образования с учётом социоприродного  окружения образовательного учреждения (2001–2004 гг.);

– исследованы ключевые проблемы сохранения биологического разнообразия в условиях резко континентального климата» (2005–2009 гг.);

– разработана концепция и модель методической системы экологического образования в региональном образовательном пространстве и спроектированы варианты её реализации (2011-2013 гг.);

– разработаны научная концепция и проект научной Стратегии, на основе которой принят официальный нормативно-правовой документ правительством Забайкальского края: «Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 г.» (2010 г.). (2010);

      – выявлен ряд особенностей и факторов, определяющих специфику экологической безопасности в условиях трансграничья, способствующей определению значимых приоритетов формирования региональной и государственной экологической политики; формированию эффективной сети особо охраняемых природных территорий (2010 г.);

      – обоснованы научные материалы для Перечня объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Забайкальского края (2010 г.);

      –  спроектировано Экологическое обоснование создания памятника природы регионального значения «Красная горка» на территории г. Читы (Забайкальский край) (2010);

– исследована территория Газимуро-Заводского района (Забайкальский край), подготовлено экологическое обоснование ООТП и создан заказник регионального значения «Реликтовые дубы» (2011 г.);

– осуществлен научно-образовательный проект «Энциклопедия Забайкалья: Природное наследие»;

– выявлены факторы успешности организации региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину!» как перспективной формы экологического образования и эколого-патриотического проекта (2008-2016 гг.);

– спроектирован инновационный образовательный Интернет-ресурс – веб-сайт «Биологическое разнообразие Забайкалья», который постоянно действует и содержательно наполняется новыми информационными, иллюстративными и научно-методическими материалами до настоящего времени с целью организация интерактивного профессионального взаимодействия со студентами, учителями и учёными (http://www.nature.chita.ru/) (2004-2017 гг.);

– на примере экологизированного курса «Забайкаловедение» разработана модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов (2013 -2016 гг.);

– разработана концепция программы интегрированного курса «Забайкаловедение» для основной школы (2016 г.);

– выявлены закономерности развития созидательной активности личности в образовательном пространстве университета в контексте экологического компонента (2012 г.) и созидательной активности обучающихся в детских объединениях – школьных лесничествах (2013-2016 гг.);

- обоснована возможность применения нения технологической карты образовательного квеста в экологическом образовании (2015-2016 гг.).

Результаты научных исследований, проводимых членами лаборатории, широко внедряются в образовательный процесс образовательных организаций Забайкальского края: новые учебные курсы, учебные пособия, образовательный Интернет-ресурс «Забайкалье великолепно».

Публикации: Результаты исследований отражены в ряде публикаций (монографии, учебные пособия), а также широко представлены в научных статьях в рецензируемых изданиях ВАК (журналы: «Биология в школе», «География в школе», «Экология и жизнь», «Гуманитарный вектор», «Учёные записки ЗабГУ», «Вопросы современной науки и практики. Университет им В.И. Вернадского» и др.).

 

 

Дата составления информации 12 января 2017 г.