Русская верcия

Вход / Регистрация


˄
˅

Кафедра
«Строительные и дорожные машины»

672039,  г. Чита, ул. Баргузинская, 49, корпус 4, каб. 4-207

Телефон: (3022) 41-72-44

Факс: (3022) 41-72-44

E-mail: kaf.sdm.chitgu@yandex.ru

 Заведующий кафедрой – Чебунин Александр Федорович, кандидат  технических наук, доцент

Профессорско-преподавательский состав:

Сотрудники кафедры:

  • Сергеев Сергей Алексеевич, заведующий лабораториями
  • Подлесский Николай Николаевич, инженер

Контрольно-тестовое задание.docx

Памятка для абитуриента.docx

Положение о конкурсе Абитуриент СДМ.docx

Коротко о специальности Наземные транспортно-технологические средства.docx

Кафедра «Строительные и дорожные машины» ведет свою историю с 1981 года, однако обучение студентов специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» началось немного раньше. 

Первый прием студентов-очников на специальность «Строительные и дорожные машины и оборудование» (СДМ) был осуществлен в 1969 г. Однако, в процессе учебы ввиду уменьшения численности, студенты были переведены на специальность «Автомобильный транспорт».

Преподавательский состав, тогда еще молодого общетехнического факультета Иркутского политехнического института, созданного в г. Чите, пополнялся, в основном, выпускниками Иркутского политехнического института (ИПИ). Так, в сентябре 1971 г., по приглашению декана факультета Ю.В. Кулагина, в Читу приехал первый преподаватель по строительным и дорожным машинам Юрий Павлович Глушков - выпускник ИПИ по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование».

В 1972 г. на базе общетехнического факультета был образован Читинский филиал ИПИ, в структуре которого были созданы три факультета: машиностроительный, строительный и автомеханический. Набор студентов по специальности СДМ был возобновлен.

На автомеханическом факультете были сформированы кафедры: физики, химии, теплотехники и гидравлики, электротехники, автомобильного транспорта и др. Подготовку инженеров-механиков по специальности СДМ в то время осуществляла кафедра автомобильного транспорта. В 1974 г. Читинский филиал ИПИ был преобразован  в Читинский политехнический институт, автомеханический факультет стал называться механическим.

В 1975 г. был организован первый прием студентов на специальность СДМ по вечерней форме обучения.

В 1977 году состоялся первый выпуск 25-ти инженеров-механиков по специальности – «Строительные  и  дорожные  машины  и  оборудование». Первый диплом об окончании ВУЗа по специальности СДМ был вручен 2 июня 1977 года выпускнице очной формы обучения Лисичниковой Ольге  Александровне. В 1978 году первый диплом с отличием получила выпускница очной формы обучения Вараница Елена  Николаевна.

В 1980 году в целях дальнейшего повышения качества подготовки студентов при кафедре автомобильного транспорта была создана секция «Строительные  и  дорожные машины» в составе преподавателей: Тагиров М.Т., Малахов А.В., Глушков Ю.П., Юрченко В.А., Лисичникова О.А., Вараница Е.Н., Хорев В.К., Стефанюк Е.Л. Заведующим секцией был назначен кандидат технических наук, доцент Тагиров Магдан Тагирович. И через год приказом ректора Читинского политехнического института № 97-П от 19.08.81г. была создана кафедра «Строительные и дорожные машины» и утвержден штат профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала.

Вот имена, с которыми связано образование кафедры СДМ: к.т.н., и.о. заведующего кафедрой Тагиров М.Т., ст. преп. Глушков Ю.П., ст. преп. Линейцева Л.И., асс. Лисичникова О.А., асс. Вараница Е.Н., зав. лаб. Хорев В.К., уч. мастер Яковлев В.П., лаборант Самигулина В.Н., лаборант Соболева Т.М., оператор ЭЦВМ Боровкова Т.А.

Начальный период работы любой кафедры, созданной в те годы в институте как самостоятельного структурного подразделения, был особенно трудным в плане кадрового обеспечения учебного процесса. Поэтому руководством института широко практиковалось направление студентов и выпускников для последующего целевого обучения в ведущие вузы страны. В середине 80-х годов пополнили преподавательский состав кафедры бывшие студенты и выпускники Читинского политехнического института после окончания целевой аспирантуры центральных вузов страны: Дульянинов А.В., Озорнин С.П., Калашников В.М., Чебунин А.Ф., Паламодов Е.О., Потапенко С.А.

В 1990 г. начата подготовка студентов специальности СДМ по заочной форме обучения.

С 1996 г. кафедра стала вести обучение студентов специальности  «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и  оборудование»  по  учебному  плану, разработанному в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профес-сионального образования (ГОС ВПО).

С самого основания кафедра особое внимание уделяет методическому обеспечению учебного процесса, совершенствованию материальной базы, научно-исследовательской  и воспитательной работе со студентами.

Вне учебы, студенты кафедры 80-90 гг. активно работают в общественной жизни механического факультета и института, участвуя в комсомольской и профсоюзной работе, в художественной самодеятельности, в студенческом театре эстрадных миниатюр.

Начиная с 2000 г., студенты кафедры постоянные участники и призеры регионального тура Всероссийской Олимпиады по специальности – «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» в г. Хабаровске (2000 г. - III место, 2002 г. - II место, 2004 г. - I место, 2008 г. - III место, 2010 г. - III место).

Материальная база кафедры постоянно пополняется новыми лабораторными установками, стендами и приборами, которые используются как в учебном процессе, так и в научных  исследованиях. В настоящее время  успешно функционируют лаборатория силовых установок (создана совместно с кафедрой  автомобильного транспорта), лаборатория строительных и дорожных машин, лаборатория  гидропривода дорожных машин.

Ежегодно в лабораториях кафедры студентами модернизируются действующие установки, создаются более совершенные лабораторные стенды с целью проведения новых лабораторных работ и научных исследований.

На кафедре выполняется научно-исследовательская работа по госбюджетной и хоздоговорной тематике, связанная с повышением эффективности использования и производительности строительных и дорожных машин в условиях  Забайкалья.

В 2006 г. открыта аспирантура по специальности 05.05.04 – «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины» (научный руководитель – д. т. н., проф. Озорнин С.П.).

Результаты НИР представляются на научно-практических конференциях различного уровня.

В 2001 году кафедрой была начата подготовка дипломированных специалистов по специальности – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины)».  В 2006 г. произведен первый выпуск инженеров по техническому сервису и успешно проведена процедура аттестации и аккредитации данной специальности.

В 2011 г. произведен первый набор и начато обучение студентов  специальности «Наземные транспортно-технологические средства» по учебному плану, разработанному в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). 

В разные годы заведующими кафедрой были Тагиров М.Т., Глушков Ю.П., Озорнин С.П., Чебунин А.Ф. (с 1999 г.).

В настоящее время кафедра структурно входит в состав факультета  технологии, транспорта и связи.

 Учебная деятельность

Кафедра осуществляет подготовку:

инженеров по специальности «Наземные транспортно-технологические средства» (специализация - Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование)

бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» по профилю «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

Кафедра участвует в подготовке бакалавров по направлениям:

«Технология транспортных процессов»

«Строительство»

и инженеров-строителей по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений»

 

Дисциплины, обеспечиваемые кафедрой:

Дисциплины кафедры.docx

 Научно-исследовательская деятельность

 Кафедра выполняет научно-исследовательскую работу по следующим направлениям:

  • 1. Совершенствование конструкций, режимов работы и систем обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации технологических машин и оборудования в экстремальных условиях
  • 2. Организация систем мониторинга технического состояния технологических машин и поддержания их работоспособности в эксплуатации
  • 3. Разработка и исследование устройств, использующих энергию возобновляемых источников в условиях Забайкалья

 Научно-исследовательская деятельность ведется по хозяйственным договорам с предприятиями Забайкальского края через научно-образовательный центр «Проблемы транспорта и сервиса машин», являющийся структурным подразделением факультета технологии, транспорта и связи.

К выполнению научных работ привлекаются студенты старших курсов.

Кафедра ведет подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру университета по научной специальности 05.05.04 – «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины».

Кафедра активно сотрудничает по учебно-методическим и научным вопросам с Московским государственным техническим университетом (МАДИ),  Национальным исследовательским Иркутским государственным техническим университетом (НИ ИрГТУ), Братским государственным университетом (БрГУ), Тихоокеанским государственным университетом (ТОГУ, г. Хабаровск), Сибирской государственной автомобильно-дорожной академией (СибАДИ, г. Омск) и другими вузами.

Кафедра имеет деловые связи с крупными производственными предприятиями региона и г.Читы. Это – ФГУП «Забайкальскавтодор», КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья», ЗАО «Автомост-Чита», ЗАО «Труд», ОАО «Региональное управление строительства», ОАО «88 ЦАРЗ», ОАО «Читасервислада», ООО «Каммс Сервис», МП «Дорожно-мостовое, ремонтно-строительное управление», ООО «Икат Плюс» и др., с которыми университет ежегодно заключает договоры на прохождение студентами производственных практик.

Ежегодно кафедрой выпускается 40 – 50 инженеров. Всего с начала подготовки кафедрой подготовлено более 1300 инженеров. Среди выпускников кафедры – руководители, главные инженеры и главные механики автотранспортных, дорожно-эксплуатационных и строительно-монтажных предприятий, работники УВДТ и УГИБДД, преподаватели вузов и техникумов, общественные и политические деятели.

Многие выпускники кафедры достигли высоких успехов в производственной деятельности, среди них: Белоногов С.А. – директор Дарасунского завода горного оборудования (вып. 1978 г.), Бессонов С.М. – начальник МП «Дорожно-мостовое, ремонтно-строительное управление» (вып. 1982 г.), Ковалев Е.Л. – директор ООО «Русская строительная компания» (вып. 1983 г.), Кисляков В. В. – главный инженер ОАО «Читасервислада» (вып. 1984 г.), Салтанов Г.С. – главный механик ООО «Предприятие автотранспорта и механизации» ОАО «Региональное управление строительства» (вып. 1984 г.), Вайрах А.И. – главный механик ПК «Электро» (вып. 1987 г.), Глимейдо А.А. – главный механик ФГУП «Забайкальскавтодор» (вып. 1987 г.), Грибанов Н.В. – главный механик КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» (вып. 1999 г.), Лось В.В. – директор КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» (вып. 2000 г.) и др.