Русская верcия

6+

˄
˅

9
ФЕВ

2022

Наталья Гусевская: «Гендерная дискриминация в науке – не российская проблема»



Женщины внесли в науку пусть не очень большой, но весьма значительный вклад. Мы могли бы рассказать про Марию Склодовскую-Кюри или Симону де Бовуар, но зачем? Их биографии вы можете сами найти в интернете. Гораздо приятнее осознавать, что столь же умные и красивые женщины живут не только на страницах книг, но и в нашем городе, работают в Забайкальском госуниверситете. Кандидат педагогических наук, доцент Наталья Гусевская – заведующая кафедрой международного права и международных связей ЗабГУ. Преподаёт такие дисциплины, как «Практический курс профессионального перевода (английский язык)», «Практика устной и письменной речи», «Межкультурная коммуникация в международных отношениях». Она в профессии и в науке уже почти 20 лет. Мы попросили Наталью Юрьевну рассказать о работе, а также поделиться мыслями на тему гендерного неравенства в науке.

 

Новое знание рождается на стыке наук 

- Наталья Юрьевна, расскажите о своём образовании. Что сподвигло выбрать именно эту область науки?

- Я училась в школе с углубленным изучением иностранного языка и достаточно легко поступила на факультет иностранных языков. Честно говоря, мною руководил больше интерес к изучению языков, чем желание освоить профессию учителя. Но на старших курсах университета я почувствовала интерес к методике преподавания. Выбор научной специальности «Теория и методика профессионального образования» был предопределен и очевиден. На сегодняшний день, являясь руководителем магистерской программы «Международные отношения», я больше занимаюсь международными исследованиями. Этот вектор развития научной деятельности представляется мне крайне интересным и продуктивным, потому что новое знание всегда рождается на стыке наук.

- Какова была реакция близких, когда узнали, что Вы решили заняться наукой? Была ли поддержка?

- Да, мои родные всегда поддерживали меня. Они воспринимают научно-исследовательскую деятельность как обязательную составляющую работы преподавателя университета.

- Удаётся ли вам совмещать научную деятельность и личную жизнь?

- Конечно. У меня двое детей, сын и дочь. Муж кстати, тоже человек науки. Он – травматолог, доктор медицинских наук. Ни мне, ни ему наука в жизни никак не помешала.

 

Челлендж в работе 

- Предмет ваших исследований - разработка эффективных методов обучения иностранных студентов. Расскажите об этом подробнее?

- У нас учатся студенты-китайцы на магистерских программах, которые полностью преподаются на английском языке. Это челлендж и для студента, и для преподавателя. Мы всем коллективом разрабатываем технологии ведения семинаров, лекций на английском языке, принимая во внимание, что обучение для студента ведётся не на родном языке. Разрабатываем специальные дидактические материалы. Это большая работа, которую выполняю не только я – это задача всей нашей кафедры.

- Какая работа Вам больше близка: обучение студентов или всё же наука?

- К счастью, мне не приходится разделять науку и преподавание, поскольку в моём случае они взаимосвязаны. Но если говорить об иерархии моих профессиональных ценностей, то на первом месте все-таки чувство долга и ответственности перед студентами, которые выбрали наше направление подготовки. Это означает, что и я, и руководимый мной коллектив должны сделать всё, чтобы качество их языковой, профессиональной подготовки было на самом высоком уровне. Конечно, их студенческая жизнь тоже должна быть наполнена событиями, которые формируют тёплое отношение к альма-матер.

 

Стереотипы о женщинах в науке 

- Расклад сил в науке – исторически и сейчас – сильно кренится в сторону мужчин. Приходилось ли Вам на личном опыте сталкиваться с дискриминацией по гендерному признаку?

- Если честно, я не вижу расклада сил в пользу мужчин в науке. Да, есть области наук, где традиционно преобладают мужчины. Но если женщина захочет, к примеру, заняться лазерной физикой, ни с какими институциональными преградами или правовыми ограничениями она не столкнется. Вообще, гендерная дискриминация – не российская проблема. Спасибо большевикам – сто лет назад они полностью уравняли в правах мужчин и женщин. Думаю, поэтому феминистские движения кажутся нам странноватыми, а проблемы надуманными. Но на Западе, к примеру, в «светоче демократии» США гендерная дискриминация – это действительно болезненная тема. Там и сейчас на одной и той же должностной позиции женщина может получать меньшую зарплату, чем мужчина. Существовал целый ряд профессий, на которые женщина не могла до недавнего времени претендовать. Российские женщины, к счастью, с таким не сталкиваются, поэтому нам гендерная проблематика не близка. Мне кажется, что даже при её обсуждении часто присутствует ироничный дискурс.

- Как по-вашему, существует ли какая-то сугубо женская наука или мужская?

- Нет, конечно, нет. Гендер, половая принадлежность, на мой взгляд не имеют никакого отношения к эффективности научных исследований. Успех в науке могут определять только увлечённость своей темой, упорство, трудолюбие, способность концентрироваться на результате. А эти качества от пола не зависят.

- Слышали ли вы о таком празднике, как Международный день женщин и девочек в науке? Он отмечается 11 февраля. Как к нему относитесь?

- Нет, никогда не слышала. Наверняка, это что-то заимствованное. И отношение моё к такому скептичное, я уже объяснила почему. Я против разделения по гендерному принципу в любой сфере. А тем более, если это касается такого хорошего праздника, как День науки. Кстати, если вы о стереотипах, то утверждение, что люди науки – интроверты, также сомнительно. Все люди разные, и в науку разные психотипы идут. Но если в качестве выборки взять Забайкальский государственный университет, то большинство учёных нашего университета – очень коммуникабельные люди.

Большинство преподавателей Забайкальского госуниверситета – это люди науки, ведь иначе невозможно. Кроме того, что научные исследования – это обязательная компетенция педагога высшей школы, они ещё и делают преподавательский опыт богаче и интереснее. А что может быть лучше для студентов, чем общение с увлечённым и разносторонним преподавателем!

Ольга Любина